Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/604]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Идеологический мир братьев Денисовых
В проповедях Андрея и Семена Денисовых часто повторяется призыв к
членам их общин ограничить свои потребности и поделиться своим достатком с
бедными. Они осуждали богатство и роскошь221; не отвергая принципов частной
собственности и личной инициативы, они наряду с общественной
собственностью ввели в своих общинах коллективный труд и взаимопомощь222.
Как и большинство староверов, братья Денисовы выступали против не
только секуляризации государства и распространения западной культуры, но и
милитаристского экспансионизма империи. Их предшественники Иван Неронов и
протопоп Аввакум молились против войны и были гонимы за свою пацифистскую
пропаганду223.
Для староверов война также была антихристианским делом, безусловно
ведущим к запустению земель и гибели людей, к дальнейшей милитаризации
государства и усилению иностранного влияния в России. Необходимость сохранения
modus vivendi с императорской властью, равно как и реалистическое отношение
Денисовых к правительству не позволяли братьям открыто осуждать царскую
военную политику. Поэтому они выражали антивоенные и
антиимпериалистические настроения в своих проповедях в виде притч. Например, в одной из них
Андрей рассказывает историю персидского царя Ксеркса, который, осматривая
свои войска перед походом, заплакал оттого, что понял, как много его солдат
погибнет в предстоящих сражениях. Андрей тем самым намекал, что
христианский царь должен воздерживаться от войны, ведь даже языческий правитель
понимает ее ужас224.
Идеализация прошлого России и акцент на ее роли защитницы истинной
веры не мешали Денисовым трезво сравнивать русский интеллектуальный и
технический прогресс с Западом. Андрей Денисов сам посещал прозападную
богословскую школу, но воспринял оттуда лишь способы и методику современного
образования, а не его светский дух и рационализм. Братья разрешали дихотомию
веры и разума в пользу веры. По этой причине они следовали традициям
восточного христианства, более близкого к Тертуллиану, нежели к Блаженному
Августину. Обмирщенная философия и современная наука не обладали для Денисовых
внутренней притягательностью, и когда возникало противоречие между верой и
разумом, они просто игнорировали его, прямо заявляя, что "Россия словесным
академитов не зело прилежаще наукам, аще в высокотворных мудросплетениях
софистических не искушашеся: но здравое веры, и простое благочестие, богорев-
ностно и неоплазиво содержавше"225. Подобный отказ от мирской мудрости был
глубоко укоренен в некоторых течениях русской мысли. Более чем за два века до
Денисовых Максим Грек выступал против обмирщенного мышления Запада и
против культуры Ренессанса. Он и его русские последователи в России в этом отно-
221 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 138—141, 150—151 и др.;
Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... // ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское об-
щежительство. С. 50—54.
222 В Выговском общежительстве принцип общинного владения был введен даже в
федеративные общины оседлых крестьян, формально независимые от монастырского центра.
221 Протопоп И. Неронов активно выступал против подготовки польской кампании в 1631 г., так
как считал войну несовместимой с принципом христианского государства. Поэтому он был сослан
на Север России. См.: Материалы для истории раскола", изд. Н. Субботиным. Т. 1. М., 1875. С. 265—
266. Аввакум был против экспедиции воеводы А. Пашкова в Сибирь и даже подстрекал стрельцов
(см.: Аввакум. Житие // РИБ. Т. 39. Л., 1927. С. 35-38; ТОДРЛ. Т. 9. 1953. С. 346, 398.
224 Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... // ТКДА. 1867. Т. 1. С. 247-248.
225 Виноград Российский. Л. 3.
603