Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/601]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ския земли" ш— такой представлялась Денисовым их страна до того, как ее
обесчестили реформы патриарха Никона. Денисовы считали старообрядческие
общины носителями идеи христианской государственности и даже именовали Выгов-
скую общину "святым равноангельским собранием, апостольским совокуплением,
всепрекраснейшим церковным соединением, богоспасаемой христособранной
киновией". Для реализации этой теократической утопии и для спасения
русского народа — нации как целого, церкви и веры — Денисовы и вели свою борьбу
против распространения западного влияния:
"Бяше убо российская земля елико пределами—толико благочестием
весьма обильна, елико странами—толико православием зело пребогата, от моря и до
моря, от рек до конец вселенныя всепрекрасно расширившая, великий убо и
всехрабрый князь Владимир, муж яко пречудныя храбрости, тако дивного
тщания сый, иже своим доброподвижным тщанием взыска светлого, пресветлого
благочестия сионского на востоцс.яко не бяше града, идеже благочестия свет не си-
яше, не бяше села, идете православия луча не озаряше, не бяше веси, идеше
благоверия сияние не облисташе"207.
Автор своим сложным барочным языком продолжает уподоблять Россию,
изукрашенную церквями, монастырями, скитами и храмами, небу,
украшенному звездами, и даже называет ее "вторыми небесами".
Согласно Семену Денисову, за деяния, святость и молитвы бесчисленных
русских святых Бог возложил на Россию историческую миссию носительницы идеи
христианской нации и защитницы православия, "понеже святии российстии древ-
лее благочестие держаще угодиша Богу явственно есть яко право благочестие дер-
жаху, ими же коль обогатися российская земля... яже российская укращающе зла-
топлетенно пределы, земная совокупляху с небесными, человеки российския с
самим Богом пресладце соединяху, едино тело всеблагосочетанно верою и добро-
детельми единой преосуществленней привязуемей главе Христу, едино всеблаго-
датно стадо, на небесных пасомое небесными пажитей законы... едино стадо бысть
и ангелов и человеков... нетокмо человецы земные превозжеленно насытишася, но
и сами небесные ангелы прелюбезне насладишася ликовствующе пояху всеслад-
кую ону песнь: слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволения..."208
Эти идеи Денисовых очень схожи с представлениями митрополита Зоси-
мы, инока Филофея и митрополита Макария. Не менее напоминают они и
доктрину тех, кто называет Москву Третьим Римом лишь в смысле
богоизбранности России как идеальной христианской нации209. Для русских мыслителей XV и
206 Симеон Дионисиевич (князь Мыщецкий). Виноград Российский или описание пострадавших
в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Л. 1 (Далее—Виноград Российский.); Поморские
ответы. Лл. 149, 167.
207 Виноград Российский. Л. 2; Поморские ответы. Л. 16 (И. Филиппов, который был
современником Денисовых и киновиархом Выга (1740—1744), следует учению Семена Денисова во второй
главе ("Стояние Православный христианския веры в Российской земли") своей истории. См.:
Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С. 8—12, 369—370.
208 Виноград Российский. Л. 4; Поморские ответы. Лл. 17-18; См.: Филиппов И. История
Выговской старообрядческой пустыни. С. 9—10.
209 Позднейшее и наиболее внятное объяснение концепции "Москва — Третий Рим"
предложено В.В. Зеньковским в его "Истории Русской Философии" (N.Y., 1953, V. I. Р. 36—42 [§ 7 главы 1
первой части]). Отец Василий Зеньковский пренебрег, однако, важностью идеи имперского
правящего города в сочинениях ранних московских идеологов. W.K. Medlin в своей книге "Moscow and
East Rome" (Geneva, 1952. P. 99—104 и далее) подходит к этой проблеме с чисто
историко-политической точки зрения и не анализирует ни религиозного и мистического содержания этой доктрины,
ни ее влияния на русскую ментальность и философию.
600