Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/600]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Идеологический мир братьев Денисовых
видели не более чем произведения русской религиозной мысли,
сосредоточенной на проблеме обряда. Нельзя отрицать того, что основная часть сочинений
Денисовых касается прежде всего вопросов догматики и защиты древних обрядов
и книг. Однако реальная значимость их произведений гораздо шире.
Существенность защиты староверами древних обрядов и ритуальные аспекты их доктрины
вообще слишком преувеличены. Обряд для староверов — священное и
символическое выражение целого комплекса общеправославного и древнерусского
духовного наследия. Обряды оказались серьезным предметом разногласий с
господствующей церковью, потому что они устанавливали мистические границы смысла
и места веры в жизни. Для староверов дух и материя, вера и жизнь, церковь и
государство образуют невидимое единство, которое оказалось в опасности, если уже
не уничтожено вследствие сперва реформ патриарха Никона, а затем
секуляризации империи Петра I. В своих общинах и в своей повседневной жизни
староверы пытались сохранить это трансцендентное духовное единство —
взаимопроникновение жизни и религиозной веры. Они отказались принять жизнь,
лишенную божественной благодати, не оправданную своим посвящением более
высокой — в данном случае религиозной — идее.
Последователи Денисовых, поморцы, составили организованную и самую
сильную группу староверов-беспоповцев, настолько бескомпромиссную в своих
позициях, что они отказались от рукоположенных в господствующей церкви
священников и остались без духовенства. Поэтому у них не стало и полноценной
церковной службы; таким образом, беспоповцы лишили себя некоторых из тех
самых таинств и обрядов, защита которых была смыслом их борьбы203. Андрей
Денисов, возглавив борьбу за "истинную" веру и возобновленное благочестие,
оправдывал свое отрицание господствующей церкви и ее таинств словами святого
Иоанна Златоуста: "Церковь есть не стены и покров, но вера и житие"204.
Хотя Денисовы и отвернулись от государственной церкви, они считали, что
ни государство и церковь "истинных православных христиан", ни вера и жизнь не
могут быть отделены друг от друга. Фактически центральной мыслью староверов,
и в первую очередь братьев Денисовых, была идея христианской нации,
вдохновленной и исполненной божественным законом и даже управляемой
действительным присутствием божественной воли—русский вариант Civitas Dei, Града
Божьего205. В глазах традиционалистов старая дониконовская Русь была воплощением
этого идеала, уникальным христианским государством. Так как Запад стал
жертвой "папистской латинской ереси", а Константинополь, город императоров,
предал православную веру на Флорентийском соборе — и в результате этой измены
был захвачен нечестивыми мусульманами-турками,— Россия осталась
единственным защитником истинного православия. "Коле предобрый Бог того яко дру-
гий рай насади! коль всеблагостне всепрекрасным оплотом спасительных законов
огради", писал о России Семен; "предивный и пресладчайший виноград россий-
203 Так, некоторые из поморцев и согласие федосеевцев остались без таинства брака.
Соответственно, они отрицали институт семьи и проповедовали безбрачие.
204 Поморские ответы. Л. 8. См.: Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... // ТКДА. 1867. Т. 2.
С. 260. "Вера,—по словам Андрея Денисова,—есть та центральная звезда, которая ярко блещет и все
освещает; вера есть то око, чрез которое можно все и везде видеть" (Смирнов П. С. Выговская
поморская пустынь в первое время ее существования (особенности учения и важнейшие события) //
Христианское чтение. 1910. № 5—6. С. 640, 641).
205 Поморские ответы. Лл. 16—21. (Андрей Денисов видел основания для этой теории в
сочинениях ранних московских мыслителей и в посланиях восточных патриархов).
599