Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/599]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
монстрирует необыкновенные аналитические способности. Его критика текстов,
используемых господствующей церковью, и доказательство им подложности
так называемого "Соборного деяния на еретика Мартина Армянина" стали
первым русским лингвистическим и археографическим исследованием, более чем
на сто лет предвосхитившим научные изыскания198. Главная работа Андрея,
"Поморские ответы", которую он написал в ответ на вопросы, поставленные
представителем Святейшего Синода монахом Неофитом, стала краеугольным
камнем догматики староверия. Она показывает замечательное умение Андрея
трактовать абстрактными проблемами догматики и обрядности, равно как и его
эрудицию. Не будет преувеличением сказать, что "Поморские ответы" стали
первым русским научным трактатом, написанным в соответствии со строго
научными методами199.
Семен, который стал киновиархом на Выге после смерти Андрея в 1730 г.,
был восторженным идеологом, чье призвание состояло в том, чтобы вдохновлять
и воспламенять дух. Два основных трактата Семена, "Виноград Российский" и
"История о отцех и страдальцех соловецких", посвящены героической истории
движения староверов200. Они показывают глубокую привязанность автора к
древним дониконовским русским традициям и превосходно иллюстрирует его
подход к проблеме судеб России. Трактат "Виноград Российский", где Семен
обсуждает "падение" русской церкви и благочестия при патриархе Никоне и царе
Алексее Михайловиче и превозносит староверов, замученных за защиту старой
русской веры и традиций,— важнейший, ключевой текст для понимания
мистической интерпретации староверами исторической роли России и их идеологии.
Благоговение, с которым староверы относились к Денисовым, после
смерти братьев выразилось в их канонизации поморским согласием201. Их сочинения,
особенно "Поморские ответы" и "Виноград Российский", по сей день
почитаются приверженцами староверия наравне со святоотеческими писаниями.
Основная идея "Поморских ответов" Андрея фактически даже вошла в символ веры
раскольников. В первой половине XIX века представитель филипповского согласия
угличский купец Иван Васильевич Выжилов отразил отношение староверов к
"Поморским ответам", формулируя свое вероисповедание: он сказал, что
придерживается "христианской веры, которая была принята кн. Владимиром, при
крещении [Руси] и согласно 106 ответам, данным иеромонаху Неофиту князем
Мышецким [Денисовым] при императоре Петре 1-м"202.
В литературных трудах братьев Денисовых большинство русских историков
198 Это анализ поддельной рукописи "Соборного деяния на еретика Мартина Армянина" в
"Поморских ответах" (М., 1911. Л. 79 и след.). В.Г. Дружинин в своей статье "Поморские
палеографы начала XVIII столетия" (ЛЗАК. Т. 31. 1921. С. 8—65) пространно комментирует эту работу
Денисова.
199 "Поморские ответы" не раз публиковались староверами с середины XVIII века, позднейшие
переиздания выходили в Москве и в Уральске в 1911 г. Ссылки в нашей работе делаются по
московскому изданию 1903 г., выпущенному Московским старообрядческим братством св. Креста. В.Г.
Дружинин считает, что ни одно из этих изданий не воспроизводит в точности оригинального текста. См.:
Дружинин В.Г. Подлинная рукопись Поморских Ответов и ее издание // Известия Отделения
русского языка и словесности Академии наук. 1912. Т. 17. Кн. 1. С. 53—77.
200 В.Г. Дружинин {Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. С. 133—162) называет 86
сочинений С. Денисова. "Виноград Российский" издавался в Москве в 1906 г. и в Нижнем
Новгороде в 1911 г библиографических сведений о нижегородском издании не имеется>.
201 День памяти Семена Денисова отмечается 24 мая.
202 Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. 4.
Лондон, 1862. С. 246.
598