Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/598]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Идеологический мир братьев Денисовых
ликого189 и был дружен с императрицей Анной и ее матерью царицей
Прасковьей, они обе с ним переписывались190. Идеологический вождь только что вестер-
низированной империи, знаменитый архиерей Феофан Прокопович также
переписывался с братьями Денисовыми и отдавал им должное191. Один из олонецких
администраторов настолько восхищался Андреем Денисовым, что однажды
заметил: принадлежи Андрей к господствующей церкви, он стал бы патриархом192.
Успехи дела староверов в XVIII веке и оживление их общин во многом
произошли благодаря организаторским способностям Денисовых, равно как и
немалому количеству написанных братьями сочинений. Андрей быстро осознал роль
образования и письменного слова в идеологической борьбе. Уже будучи
признанным лидером староверов, он поступил в школу своих духовных оппонентов,
богословскую академию господствующей церкви, чтобы изучить искусство риторики
и грамматики193. В своем Выговском общежительстве он организовал
замечательное образовательное учреждение для воспитания новых лидеров194. Оба
выдающиеся писатели, Андрей и Семен стали и основателями новой литературной
школы, которая оказала определяющее влияние на произведения староверов
XVIII и XIX веков195. Работа братьев—редкий для литературы пример взаимного
сотрудничества и упорства. Однако они относились к двум совершенно разным
интеллектуальным типам.
Андрей был ученый, работающий систематически, методичный догматик и
настойчивый организатор. Его проповеди и послания представляют собой
лучший пример русской риторики того времени196. В его усложненном стиле видна
зависимость от старой московской школы XVI и XVII веков, которая сама
была ответвлением византийской и балканской литературной школы исихазма, а
также влияние украинской барочной литературы197. В своих трактатах Андрей де-
189 Филиппов И. История выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 114—115,
153—154 (написана примерно в 1740 г.); Усов П.С. Помор-философ// Исторический вестник. 1886.
№ 4. С. 151 — 155; Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы // Православное обозрение. 1865.
№ 11. С. 420-427.
190 Усов П.С. Помор-философ. С. 151.
191 Барсов Е.В. Семен Денисович Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века //
Труды Киевской духовной академии. 1866. № 2. С. 210 (Далее—ТКДА).
192 Барсов Н.И Братья Андрей и Семен Денисовы // Православное обозрение. 1865. № U.C. 434.
193 Историки расходятся в мнениях по поводу времени и места формального обучения
Денисова. Н.И. Барсов полагает, что он учился в Киеве у Феофана Прокоповича, бывшего там
профессором духовной академии в 1708—1715 гг., тогда как В.Г. Дружинин считает, что Денисов учился у С. Ли-
худа в Москве или в Новгороде.
194 Смирнов П.С. Центры раскола в первой четверти XVIII века // Христианское чтение. 1909.
№ 3. С. 355.
195 Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911. С. 12—30;
Любопытный П. Каталог или библиотека старообрядческой церкви // Чтения в обществе истории и
древностей российских (ЧОИДР). 1863. Т. 5. Ч. 2. С. 1-64 (№№ 1, 12, 18, 21, 22, 23, 29, 34-36, 38, 39).
Наиболее известными писателями этой школы были Трифон Петров, Мануил Петров, Никифор
Семенов, Даниил Матвеев и Андрей Борисов. Борисов (1733—1791) в бытность главой общины
планировал организовать на Выге постоянную академию.
196 В. Г. Дружинин атрибутирует Андрею Денисову 183 отдельных сочинения (Дружинин В.Г.
Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 88—128). Его главная книга "Поморские ответы"
написана вместе с Семеном и некоторыми другими членами Выговского общежительства. В книге
Дружинина не упомянуты еще три важные работы А. Денисова: "Четьи Минеи" Андрея и Семена
(проанализированные Е.В. Барсовым, см.: Сборник в честь М.К. Любавского. Пг., 1917. С. 663—708),
"Повесть о встрече в Москве слона персидского" (Русская старина. 1880. № 9. С. 169—172) и "Слово
надгробное Петру Прокофьеву" (Русская старина. 1879. № 11. С. 523—537).
197 Анализ проповедей Денисова и пространные выдержки из них см.: Барсов Е.В. Андрей
Денисов Вторушин, как выгорецкий проповедник (материалы для истории русского раскола) // ТКДА.
1867. Т. 1. С. 243-262; Т. 2. С. 81-95.
597