Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/596]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Идеологический мир братьев Денисовых
и пропагандистской деятельностью, которую вели среди этих же социальных
групп русские духовные традиционалисты, староверы. Раскольники, успешно
распространяя свои религиозные взгляды, осуществляли элементарную, но очень
эффективную образовательную программу, которая обеспечила грамотность
членов их согласий180. Группы великорусского населения, обращенные в
староверчество, таким образом, становились в большей степени устойчивы идеологически
к влияниям западной культуры, чем те, кто принадлежал к государственной,
"официальной" православной церкви. Успех их образовательных и культурных
усилий доказывает тот факт, что подавляющее большинство раскольников
могли читать и писать, были хорошо начитаны в религиозной литературе, в то
время как доля грамотных среди прочего великорусского населения, включая вес-
тернизированные высшие слои, не превышала десяти процентов вплоть до
начала реформ Александра II181.
Хотя староверы и не добились той полной поддержки, к которой стремились
в своем деле, их пропаганда в течение XVIII и XIX веков достигла
значительного успеха и их усилия по дискредитации западной культуры и ее носителей —
государство и правящий класс — принесли свои плоды. По этим причинам
сторонники новой западной культуры империи столкнулись не с духовным вакуумом или
с просто неорганизованными частями исчезающей древнерусской цивилизации,
но — особенно на Севере и в большинстве центральных районов России — с
активной, действующей оппозицией. Староверы преуспели в распространении
среди низших слоев иного типа культуры и мировоззрения, столкновение
которых с прозападной культурой знати и позднее интеллигенции сильно
способствовало недоверию и антагонизму между двумя враждебными группами
великорусского населения. Именно это неравенство более всего ответственно за
последовавший коллапс империи и ее культурных моделей.
Борьба традиционалистов против западничества и создание ими особого
идеологического мира внутри империи началось одновременно с реформами
Петра Великого. В конце XVII века силы традиционалистов были истощены.
Героические дни борьбы Аввакума и его друзей против реформ миновали, тем
временем казни 1680-х и 1690-х гг. уничтожили лидеров староверов, а преследования
загнали их в самые отдаленные места империи182. Отсутствие конструктивных эле-
180 Официально организованных школ староверов до конца XVIII века было мало, но
элементарное образование могло быть получено дома и в монастырях от священников и наставников. В 1870 г.
Н.И. Костомаров писал в своей работе "История раскола у раскольников": "Раскол был крупным
явлением народного умственного прогресса", вызвав за собою "такие духовные нужды, которые
вводили русский народ в чуждую ему до того область мысленного труда... пришлось тогда думать,
пришлось многому поучиться. Раскол расшевелил спавший мозг русского человека" (см.: Костомаров Н.И.
Исторические монографии и исследования. Т. 12. М., 1872. С. 347—348). Тоже мнение выражено
многими исследователями раскола (включая миссионеров государственной церкви), такими как
П.И. Мельников, A.C. Пругавин, А.П. Щапов, В.И. Кельсиев и В.В. Андреев. В северных районах
России—Архангельске, Вологде, Олонце, Костроме и т.д.—где староверы были особенно
многочисленны, число образованных было значительно выше, чем в центральных и южных районах. См.:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 6. СПб., 1897. С. 547—548.
181 Костомаров Н.И. История раскола у раскольников. С. 383—384; Пругавин A.C.
Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904. С. 97; Сенатов В.Г. Философия истории
старообрядчества. М., 1912. Вып. 1. С. 26—42; Щапов А.П. Русский раскол старообрядства... // Щапов А.П.
Сочинения. СПб., 1906. Т. 1. С. 229-231.
182 Преследования староверов были инициированы царем Федором в 1670-х гг. и продолжены
царем Алексеем. Протопоп Аввакум, поп Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний были заживо
сожжены в Пустозерске, а поп Никита Добрынин (прозванный Пустосвят) тогда же был казнен в
Москве. Многие менее известные вожди староверов были казнены в других городах.
38*
595