Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/593]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
злоключениях с бесами киево-печерского инока Исаакия173. Позже подобные
рассказы можно встретить и в ряде других житий — в Волоколамском Патерике, в
повествовании "О путешествии епископа Иоанна Новгородского в Иерусалим"
и даже в житии такого большого, известного своей созерцательной жизнью и
кротостью русского святого, как преподобный Сергий Радонежский. Очень часто
эти бесы описаны скорее как зловредные и назойливые обитатели земли, чем как
представители враждебной святости, но все же потусторонней силы духовного
мира. В житии Аввакума бесы встречаются тоже довольно часто, и при этом их
описания имеют довольно конкретный характер174. Но все же для Аввакума бес
не был вполне земным, а скорее духовным явлением: "Бес веть не
мужик:—батога не боится, боится креста Господня",— писал протопоп. Зато у Епифания
бесы выступают как боящиеся батога и любящие безобразничать мужики. Его
бесы — надоедливые, злые и задиристые обитатели не только потустороннего, но
и земного, совершенно материального мира. Инок постоянно вступает с ними
в единоборство, дерется с ними, бьет их и даже иногда убивает, хотя они после
этого убийства способны снова ожить. По рассказам Епифания, основатель Ви-
данской пустыни старец Кирилл настолько привык к бесам, что уже не боялся
их, хотя они ему постоянно докучали. "Кирилл не боялся беса, живет с бесом,
терпит от него всякую обиду и пакость",— пишет Епифаний. Бесы стали
приставать и к появившемуся в пустыни Епифанию... Так, например, однажды
ночью два беса—"один наг, другой в кавтане"—пришли в келью инока. Желая
досадить Епифанию, они начали качать его ложе и этим мешали ему спать. Тогда,
рассердившись, монах встал с постели, поймал одного из бесов и начал его бить
о лавку, призывая небесную помощь. Действительно, небесные силы заставили
бесов исчезнуть. Епифаний так устал от борьбы с бесом, что даже его руки
были от "мясища бесовского мокры". Другой раз бес ухватил Епифания, как
"лютой и злой разбойник" и так сжал инока, что тот чуть не умер. Только
явившаяся к нему на помощь Богородица избавила его от злой силы и задушила беса в
своих руках насмерть. Злобный бес, обитатель Виданского острова, все же ожил
и, испугавшись произведенной над ним экзекуции, заявил Епифанию: "Уже я
опять к тебе не буду, иду на Вытегру". Монах запретил ему туда идти и приказал
уходить туда, где нет людей. "Он же, яко сонный, побрел от келий прочь". Эти
демонические рассказы Епифания необычайно любопытны для изучения
религиозной психологии того времени, так как никто из русских авторов не описал
свои встречи с бесами так реально и натуралистически, как он, на фоне
совершенно реалистических и точных подробностей. Внешний вид бесов, детали
драки с ними, время и обстановка описаны настолько ясно и просто, что в
представлении читателя происходит какое-то слияние фантастики и реальности,
напоминающее ранние рассказы Гоголя, в которых так же, как и у Епифания,
черти снабжены всеми атрибутами назойливых обитателей земли. Следует все же
подчеркнуть, что почти все встречи с бесами происходят, по описанию Епифания,
ночью, большей частью —"как будто во сне".
В первой части исповеди упоминаются муравьи, которые, как союзники и
сподручники бесов, тоже пытаются нарушить духовное равновесие старца. Эти
назойливые муравьи совсем не были новинкой в русской литературе. Они тоже
Повесть временных лет. М.—Л., 1950. Т. 1. С. 131.
Аввакум. С. 6, 70, 148.
592