Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/579]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
самом деле ищет новых решений и создает для самого себя, а иногда и для других
новую психологическую обстановку. Более чем когда бы то ни было за века
старой русской истории русский человек эпохи Смуты, царствования Михаила
Федоровича и Алексея Михайловича инстинктивно стремится осознать самого себя,
свое духовное наследие и окружение, понять, проанализировать и определить
себя и свою среду. Естественным результатом этих исканий было развитие
интереса к личности, стремление понять и изобразить человека, создать подлинные
литературные портреты героев и современников.
За последние десятилетия русскими и иностранными учеными было
немало сделано для изучения этого процесса, который некоторые исследователи
называют процессом развития литературного психологизма. К сожалению, обращая
более значительное внимание на повести и поэтические произведения этого
переходного времени, большинство современных исследователей игнорировали
жанр религиозного и полурелигиозного жития и отдельные биографические и
автобиографические материалы, разбросанные в литературе церковного
происхождения. А именно в этих житиях и отдельных биографических заметках
можно найти и ключ к пониманию московского человека, и любопытнейшие данные
для изучения литературных и духовных сдвигов той эпохи. Правда, отдельные
жития XVII века стали общим достоянием литературной истории — например,
житие Юлиании Лазаревской или автобиографическое житие Аввакума. Но много
других литературных портретов XVII века продолжают оставаться неизвестными
или малоизученными. К числу таковых очень долго принадлежала и
замечательная исповедь духовидца Епифания.
Эта исповедь Епифания — весьма необычное и своеобразное явление в
допетровской литературе. Ни один памятник древнерусской письменности не
описывает так откровенно и отчетливо внутренние переживания автора-героя, не
раскрывает его духовные трудности и думы, как это житие-автобиография. Издатели
этого не озаглавленного самим автором рассказа обычно называли его "житием".
Но вряд ли термин "житие" подходит к произведению старца. Житием обычно
называется произведение не о собственных переживаниях автора, а о жизни
какого-либо другого лица, чаще всего деятеля Церкви или святого. Слово
"автобиография", как его тоже иногда называют, в свою очередь, не вполне точно
охарактеризовало бы рассказ Епифания, так как автор в нем говорит не столько об
истории своей жизни, сколько о своем духовном опыте и потрясениях,
описывая при этом только два сравнительно коротких периода своего монашеского
существования и стояния за веру. Наиболее правильно будет определить
произведение Епифания как исповедь, так как оно действительно представляет собой
искреннее высказывание пережитого духовного кризиса, отчет о страданиях и
исцелениях, о молитве и религиозных ожиданиях, о колебаниях и победах над
искушениями.
В этом внешне безыскусном рассказе с наивной искренностью
раскрывается духовный мир и религиозные представления московского человека XVII
века. В нем чувствуется беспредельная преданность вере, уверенность в
постоянном и непосредственном вмешательстве сил небесных и сил зла в жизнь людей
и готовность пострадать за жизнь Церкви. Бесконечные видения Епифания,
начиная от явлений ему Богородицы и кончая его постоянными стычками с
бесами, составляют в русской литературе редкое свидетельство о напряженной
собственной религиозной жизни и о почти что непрерывном духовном экстазе. Эти
578