Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/577]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
4 января 1656 г. старец Григорий неожиданно явился в Патриаршую
соборную церковь и остановился на пороге. Никон его не узнал и спросил его, кто он,
на что получил ответ: "Аз есмь грешный старец Григорий, иже прежде бывший
протопоп Иван". После службы в Крестовой, куда патриарх позвал старца,
произошла странная, но характерная для Московской Руси сцена. Старец
набросился с упреками на патриарха, и Никон долго молча слушал старика. Неронов
требовал от патриарха смирения, отказа от гордости, прекращения гонений. Никон
все молчал, но когда Григорий продолжал осыпать его упреками и укорами, он не
выдержал и заметил: "Не могу, батюшка, терпеть". Старец все продолжал
обвинять патриарха за "уважение греков и украинских монахов": "Гречане де и
Малые России потеряли веру и крепость, и добрых нравов нет у них". Снова
патриарх пытался остановить старца: "Прости, старец Григорий, не могу терпеть", но
и здесь старец не унялся. Только после третьей просьбы патриарха перестать,
видимо, выговорившись, старик успокоился. Патриарх благословил его (только
что отлученного) и с честью послал его жить на Троицкое подворье.
Уступая настойчивости царя, горячо любившего о. Неронова, патриарх снял
с него отлучение и запрещение; на обеде после снятия "почтил патриарх старца
и выше всех московских протопопов посадил его, много его восхваляя". Хотя
старец и продолжал занимать промежуточную позицию между сторонниками
старого обряда и патриархом, но он и патриарх теперь оставались друзьями. Даже на
отказ Григория служить по новым книгам и просьбу разрешить служить по
старым Никон только заметил: "Обои де добры, все де равно, по коем хощешь, по
том и служи".
После смерти о. Стефана Вонифатьева старец Григорий занял его место в
деле примирения сторонников старого обряда с патриаршей церковью. Трудно
было старику отказаться и от старого устава и духа, и от единства Церкви.
Колебался он и внутренне, но теперь и Никон, многому научившись за последние годы,
понимал его.
Однажды, в 1658 г., когда старец вернулся к патриарху после своего
очередного ухода в старый обряд, Никон сурово встретил его: "Бегун", на что Григорий
ответил: "Христос, Учитель наш, бегал, и ученики его, многие из отцов Церкви:
я не лучше их всех". Никон дал тогда благословение этому искателю истины и
только заметил: "И бегает и является", и позже даже позволил ему петь в своем
соборе "аллилуйя" по-старинному.
Так уходил и снова возвращался, но уже не порывая с Церковью, бывший
протопоп Неронов, теперь старец Григорий—до собора 1666—1667 гг. В то время он
все старался примирить обе стороны. На соборе он покаялся во всех сомнениях
и "смиренно бил челом царю и собору, прося прощения и помилования".
Трудно было старцу отказаться от старых книг и обрядов. Для него, как и для
других русских того века, само Царствие Божие понималось как вечная
благоговейная и благочестивая церковная служба во вселенском храме. Обряд был не
только молитвенным уставом и внешним оформлением благочестия, но и
неотъемлемой частью литургической мистерии, частью пути общения с Богом и будущего
осуществления Царства Божия146. Для Неронова, Аввакума, для царя Алексея
Михайловича и их современников в минуты религиозного напряжения во время
146 Карташов A.B. Смысл старообрядчества//Сборник статей, посвященных П. Б. Струве.
Прага, 1925. С 373-382.
576