Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/576]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Протопоп Иван Неронов
ния молитвы Ефрема Сирина делать отныне только четыре земных поклона и
двенадцать поясных. Кроме того, предписывалось креститься тремя перстами
вместо двух.
Это было первое предвещание дальнейших изменений в книгах и обрядах.
"Память" произвела ужасное впечатление на духовенство, особенно на членов
кружка "ревнителей благочестия". "Мы же задумавшись,— пишет Аввакум,—
сошедшося между собой: зима хощет быти; сердце озябло, и ноги задрожали".
Тот церковный устав, который они так любили и для благолепия которого они так
старались, по которому они так благоговейно и горячо молились, вдруг
нарушался ничем не мотивированным и единоличным распоряжением патриарха.
Сначала протопопы колебались, Неронов, как глава движения, больше, чем
другие. Решив найти ответ в молитве, он отправился на первую неделю поста в
Чудов монастырь и во время молитвы услыхал "глас от образа Спаса: Иоанн,
дерзай и не убойся смерти. Подобает тебе укрепить царя о имени Моем, да не
пострадает здесь Русия".
Вернувшись, о. Иван рассказал друзьям о видении, и в эту вторую неделю
поста, 13 марта 1653 г., родилась старообрядческая оппозиция. Протопопы Аввакум,
помощник Неронова, и Даниил Костромской, собрав из книг выписки о персто-
сложении и о поклонах, подали царю челобитную. Никон было уступил, так как
сам царь был против трехперстного крестного знамения, но уже в мае того же
года ввел новые перемены в Кормчей книге.
Вслед за тем, видимо, тяготясь своими бывшими друзьями, он решается
разгромить оппозицию. Под предлогом "неуважения икон" он отдает летом 1653 г.
под суд протопопа Лонгина. О. Иван Неронов заступается, но подвергается
аресту, избиению и заточению в монастырь, а 12 августа лишается священнического
сана. Затем его ссылают в Спасо-Каменный монастырь у Вологды. Лонгин и
Даниил тоже расстрижены и ссылаются в Муром и Астрахань; Аввакум — в Сибирь,
где он и остается 10 лет.
Но "протопопы" не сдаются. Неронов из ссылки ведет работу в родном ему
вологодском краю. Он пишет царю, царскому духовнику Вонифатьеву и даже
рассылает общие окружные послания "ко всей братии", которые были уже
формальным призывом к сопротивлению. В изменении обрядов он видит нарушение
внутренней гармонии церковной жизни и устава, угрозу "доброту и красоту
Церкви растлити". Этот мотив нарушения внутренней гармонии, эстетической
целостности церковной службы и жизни выявляется в писаниях всех ранних
старообрядцев.
Протестуя против перемен в уставе, отец И. Неронов не разрывал с
Церковью и чувствовал всю опасность разрыва с ней. В письме к о. Стефану
Вонифатьеву (1654 г.) протопоп указывает, почему он борется против изменений
церковного обряда: "О том болезную, да никто не отпадет правые веры раскола ради".
Даже в Каменном монастыре, будучи узником, о. Неронов быстро занял
руководящее положение, и настоятель сделал его своим помощником. Тем не менее
братия не любила его обличений, и вскоре он столкнулся и с архимандритом. Его
перевели тогда еще дальше на север, но протопопу надоела ссылка и он ушел
сначала в Соловки, а затем нелегально в Москву. На Рождество 1655 г. он
постригся в монахи под именем старца Григория в Даниловом монастыре. В том же
году патриарх, желая умалить авторитет старца, уговорил собор отлучить
Неронова от Церкви.
575