Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/575]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
арх Иосиф требует от московского духовенства более благолепного и
проникновенного богослужения. С каждым годом движение крепнет. В Калуге, Пскове,
Вологде духовенство выступает против пьянства, распущенности, за церковное
благолепие и нравственность. В Москве вокруг Печатного Двора собирается
группа духовенства, стремящаяся улучшить и расширить печатание
богослужебных и религиозных книг.
С вступлением на престол в 1645 г. царя Алексея Михайловича начинается
новый период в движении церковного возрождения. Первые годы его царствования
явились наиболее верным отображением идеала "Третьего Рима", а сам царь был
близок к образу идеального православного царя. Он сам подает пример строгой
религиозной жизни: так, например, на свадьбе его не было обычных забав. После
свадьбы царь сразу едет на богомолье. Царская семья посещает тюрьмы,
помогает бедным. Боярин Федор Ртищев, личный друг государя, устраивает богадельни
и больницы. Государство отказывается от доходов с винной монополии,
ограничивает продажу водки, борется с пьянством и развратом и прощает должников.
И. Неронов переезжает тогда в Москву, где сближается с царским духовником
Стефаном Вонифатьевым, самим царем, митрополитом (будущим патриархом)
Никоном и Ртищевым, и уже из столицы ведет проповедь духовного возрождения.
Церковная иерархия и сам патриарх Иоасаф под давлением протопопов
—"ревнителей благочестия" вводят единогласие в службах, заботятся о благолепии в
храмах и о более строгой дисциплине духовенства. Вся энергия "ревнителей
благочестия" устремлена на духовное и нравственное перерождение страны, на
объяснение Слова Божия, на оцерковление жизни Русского царства.
Канонизируется св. Кирилл Новоезерский, переносятся в Москву мощи св. Саввы, а в
1652 г. перевозятся останки трех святителей Церкви: патриархов Иова и Гермоге-
на, жертв Смутного времени, и св. Филиппа, митрополита Московского,
погибшего при Иоанне Грозном от руки Малюты. Перевоз в Москву останков св.
Филиппа был апофеозом Православного царства. Сам благочестивый царь молился
перед его мощами, прося заступничества перед Богом за царя Иоанна, прощения
его самого, как представителя власти и царского рода, "за грехи своего сородича".
Это торжество Православия явилось проявлением русского духовного
единства. Вскоре после этого церковного празднества по желанию царя собор
избирает патриархом митрополита Никона Новгородского, тоже члена кружка
"ревнителей благочестия". Но не прошло и полугода после избрания нового патриарха,
как произошел резкий конфликт между ним и протопопами, основным ядром
движения. Протопопы стремились к преображению жизни в духе христианского
благочестия, к росту духовной силы Церкви; Никон же стремился к внешнему
благолепию в Церкви и упрочению власти патриарха. Пример патриарха Филарета,
имевшего, как отец царя Михаила, громадный личный авторитет и формальный
титул государя, соблазнял Никона. Он хотел и земной власти, контроля над
государством. Может быть, киевские монахи, работавшие с 1649 г. в Москве над
переводом церковных книг, принесли и католическое понимание церковной
власти. Во всяком случае патриарх Никон пошел на самовластие не только в делах
административных, но и в вопросах богослужения. Не собравши собора, не
спросивши никого из бывших друзей, к которым он охладел после избрания, он
изменяет устав.
За неделю до наступления Великого Поста в 1653 г., то есть между 20 и 27
февраля, патриарх рассылает по московским приходам "память", чтобы во время чте-
574