Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/571]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
силье немецких преподавателей и южно- и западнорусских монахов, а при
Петре и императрицах Анне и Елизавете немцы и украинцы занимали ведущие
позиции даже в государственном управлении. Южнорусские и иностранные
влияния сказались и на литературе. Великорусский разговорный язык и московский
церковно-славянский уступили дорогу новому литературному языку, где
преобладали иностранные заимствования и южнорусские морфологические и
стилистические черты134, южнорусские и западноевропейские жанры литературы
полностью вытеснили прежние московские образцы.
Все развитие русской литературы и культуры Российской империи было
результатом сотрудничества трех ветвей русского народа—великороссов, украинцев
и белорусов. Однако не будет преувеличением предположить, что первая стадия
этого развития была в основном делом не великороссов, а их западных и южных
собратьев, украинцев и белорусов. Даже идеология петровской империи была
сформулирована в произведениях Симеона Полоцкого и Феофана Прокопови-
ча. Вирши Полоцкого "Орел Российский" и речь Прокоповича на погребение
Петра Великого убедительнее всего показывают их веру в необходимость
могущественной, единой русской империи.
Только в правление императриц Елизаветы и Екатерины Великой
великороссы стали более активно участвовать в культурной жизни Российской империи.
Первыми в этом ряду стали Ломоносов — в науке, Сумароков — в литературе,
епископы Дмитрий (Сеченов) и Гедеон (Криновский)—в церкви и духовных
семинариях, Шувалов и Поповский — в образовании. Вскоре великороссы заняли
ведущие позиции в культурной жизни государства, и с ростом новой западной
культуры России период культурного междуцарствия закончился. Возникла
новая литература, основанная на великорусском языке, дополненном
заимствованиями из киевского литературного языка, и XIX век стал свидетелем расцвета
русской литературы и культуры.
В XVIII веке старое культурное наследие Руси и ее литература были почти
полностью забыты — забыты настолько, что Пушкин был вынужден заметить, что
"Древняя Россия... найдена Карамзиным, как Америка Колумбом"135. Такое
небрежение ограничило литературное воздействие Аввакума настолько, что оно
ощущалось в течение этого века лишь в произведениях самих староверов,
внутренних эмигрантов России, вестернизированные же литературные круги придавали
произведениям протопопа и его одноверцев очень малое значение.
Однако старообрядческая литература не умерла, несмотря на
западничество подавляющего большинства образованного русского общества. Она
продолжала развиваться тайно, сохраняя традиции Аввакума, чей непререкаемый
авторитет на многие годы определил ее дух, манеру и стиль. Еще в 1670-х гг. некоторые
современники Аввакума, вдохновленные мощью его сочинений, во многом
подражали его работам. Его товарищ по тюрьме и вере инок Епифаний, побудивший
Аввакума написать "Житие", также следовал образцу протопопа, когда писал
автобиографию136. Это сочинение, очень близкое по языку и стилю к Аввакуму, при-
раинцев и один русский, в 1762 г.—соответственно четверо и трое. См.: Харлампович К.В.
Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 471, 472, 485, 486.
134 Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка. С. 22—27, 28—29, 63—64,
75; Виноградов В.В. Великий русский язык. М., 1945. С. 72—75; Trubetzkoy N.S. Common Slavic
Elements in Russian Culture. P. 23—33; Vinokur G. La Langue russe. P. 87.
135 Пушкин A.C. Воспоминания о Карамзине // Пушкин A.C. Полн. собр. соч. Т. 8. М., 1949. С. 67.
136 Автобиография инока Епифания, духовного наставника протопопа Аввакума, была напи-
570