Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/568]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе
ны есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, Божиею благодаттю, са-
модержство... Никон волк со дьяволом предали тремя персты креститца"123.
Этими обвинениями и другими оскорблениями Аввакум восстановил собор против
себя. Тогда Аввакум, демонстрируя свое пренебрежение к собравшимся, "отшел ко
дверям да набок повалился"|24. Обличая врагов старой веры, он сам забыл о
заповедях Христа и в своей челобитной к царю настаивал на беспощадном
истреблении никониан: "Как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия-пророк, всех
перепластал во един час... Перво бы Никона, собаку, и разсекли начетверо, а потом бы
никониян"|25. Неудивительно, что эта петиция привела его на костер. Подобные
взрывы эмоций то и дело прерывают письма, трактаты и автобиографию
Аввакума, свидетельствуя о его прямолинейной открытости.
Но беспощадный к врагам Церкви протопоп не таил обид на своих личных
врагов. Как мы видели, он простил самого своего жестокого мучителя Пашкова,
предоставив судить о виновнике этого раздора Богу126.
В соответствии с обычаями того времени Аввакум одобрял физические
наказания за грехи, и домашние нередко чувствовали на себе силу руки
протопопа; но если затем у него появлялись сомнения в справедливости этого, он
просил наказать себя самого. Однажды, будучи в раздражении, Аввакум незаслуженно
"бил... и оскорбил гораздо" свою жену; остыв же, отдал себя в руки бесноватого,
который жил на цепи у них в доме. Возбужденный зрелищем побоев, тот
жестоко избил Аввакума, но Аввакум не только принял это как заслуженное, но и
приказал каждому из двадцати живших в доме человек по пять раз ударить его
плетью. Такое же доказательство смирения и раскаяния Аввакум проявил, заботясь
об "бешаном", который был одержим бесом127.
Среди историков имеются большие разногласия относительно раннего
периода жизни и деятельности Аввакума. Если последние тридцать лет его жизни,
с 1653 по 1682 гг., прежде всего были отданы защите старых русских традиций и
борьбе с реформами, то первые годы были посвящены христианскому
возрождению церкви и народа. Само сопротивление Аввакума реформам было
следствием того понимания русского духовного наследия, которое сложилось у него в
начале его деятельности. Он хотел разрешить государственные и церковные
проблемы, наполнив русскую жизнь духом православия и возродив
христианство; но он очень решительно отвергал перемены в деталях обряда и жестко
нападал на любые изменения в каноне, ставшем святыней после того, как русские
святые, духовенство и миряне следовали ему веками. Церковная иерархия,
поддерживаемая государством, настаивала на формальном характере обрядовых
перемен, забывая и отрицая этот традиционалистский дух русского православия.
Аввакуму такая часто сугубо текстологическая реформа книг казалась
неоправданной. Реальной подоплекой споров вокруг формальных изменений в обряде
была борьба за верховенство духа над буквой. Отвращение Аввакума к
иностранному и "латинскому" духу отражало вечную противоположность между
восточно-христианским мистицизмом и формальным буквализмом латинского Запа-
123 Аввакум. С. 38. Аввакум адресует свои слова о происхождении крестного знамения
восточным патриархам, которые сами крестились тремя перстами. Едва ли можно назвать другое
сочинение протопопа, где столь яро обличались бы враги старой веры.
124 Там же. С. 39.
125 Челобитная царю Федору, см.: Аввакум. С. 87.
126 Аввакум. С. 26.
127 Там же. С. 47-48.
567