Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/566]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе
стным "начальником", который "отнял дочерь" у одной вдовы. Взбешенный
публичными обвинениями éo стороны Аввакума, тот напал на священника в
церкви, избил и волочил его по полу116. За одним конфликтом с местными
властями следовал другой, так как Аввакум незамедлительно и откровенно обличал
замеченные им случаи распущенности и несправедливости. Прихожане не раз
восставали против строгого священника, и однажды на дом Аввакума набросилась
толпа, хотевшая его убить"7. Его положение радикально изменилось с
прибытием в Москву, где он обрел защиту в лице царя и "ревнителей благочестия".
Строгая жизнь Аввакума вызвала уважение столичного общества, и он стал духовным
наставником и одним из самых популярных в Москве проповедников. Как
аристократия, так и простолюдины искали у него помощи, покаяния и утешения.
В 1653 г. за сопротивление реформам патриарха Никона Аввакум был сослан
в Сибирь. Десять лет первой ссылки лишь укрепили его моральную силу и
напряженность. Вернувшись в 1664 г. в Москву зрелым сорокачетырехлетним
священником, Аввакум возглавил традиционалистские круги столицы и стал упорно
бороться против реформ и новых иностранных веяний в русской жизни. В
Мезени и затем в Пустозерске, куда его отправили в 1667 г., темница Аввакума
стала центром старообрядческого сопротивления. Несмотря на строгий надзор,
письма и идеи протопопа продолжали поднимать дух оппозиции. В эти самые
сложные годы своей жизни Аввакум развил свой талант писателя и создал,
кроме автобиографии, немало полемических и богословских работ. Призывы
Аввакума доходили до людей, а его строгая жизнь, частые посты и непрерывные
молитвы принесли ему репутацию святого и мученика. После гибели Аввакум был
признан старообрядцами святым, и спустя два с лишним века суровый лик
Аввакума продолжает взирать с икон на молящихся староверов.
Неукротимый в своих проповедях и спорах протопоп был столь же
непринужденным в своих молитвах. В пустозерской тюрьме это ревностное служение
продолжилось даже с большим упорством и страстью. В момент религиозного
экстаза он мог терять осознание окружающей действительности и чувствовать, как
в мистическом экстазе преодолевает земной мир. Однажды после долгого и
сурового поста Авваукум так ослабел, что не мог молиться вслух и продолжал
повторять свои молитвы лишь про себя. Он рассказывает в письме к царю Алексею:
"И Божиим благоволением в нощи вторыя недели, против пятка,
распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки бы-
ша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земле
распространился, а потом Бог вместил в меня небо, и землю, и всю тварь. Мне-
же молитвы беспрестанно творящу и лествицу перебирающую в то время, и бысть
того времени на полчаса и больши, и потом восставши ми от одра лехко и покло-
нившуся до земля Господеви, и после сего присещения Господня начах хлеб яс-
ти во славу Богу.
Видишь ли, самодержавие? Ты владеешь на свободе одной русскою землею,
а мне Сын Божий покорил за темничное сидение и небо и землю... небо мое,
земля моя, свет мой и вся тварь — Бог мне дал"118.
116 См. очерк "Протопоп Аввакум" в кн.: Мякотин В.Л. Из истории русского общества: Этюды
и очерки. М., 1901. С. 18. Те же самые проблемы вызывали проповеди других священников из
круга "ревнителей благочестия", например, Ивана Неронова или попа Даниила.
117 Аввакум. С. 8, 10.
118 Там же. С. 83—84. Священник Иван Неронов, другой лидер раннего раскола, также имел
видения Христа и слышал голоса.
565