Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/563]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ратурных образов русских женщин стали моральная сила, верность, готовность
к самопожертвованию, что нашло свое высшее воплощение в пушкинских
капитанской дочке и Татьяне и в тургеневских Наталье и Лизе.
Изображая своих героев, Аввакум применяет технику, ранее неизвестную в
русской литературе. Литературные портреты, оставленные Иваном Тимофеевым
и Федором Грибоедовым, состоят из длинных описаний моральных качеств
персонажей и предлагают читателю стилизованного героя105. Аввакум же, за
единственным исключением агиографического образа боярыни Морозовой,
позволяет своим персонажам жить и изображать самих себя своими собственными
поступками. Он не рисует их подлыми либо добродетельными эпитетами,
нередко вовсе воздерживается от собственных суждений о них. О Пашкове, сибирском
конквистадоре, который надзирал за Аввакумом во время его первой ссылки,
досаждая протопопу десять долгих лет, Аввакум, например, пишет: "Десять лет он
меня мучил или я его — не знаю: Бог разберет в день века" (в Судный День)106.
Портреты самого Аввакума, Пашкова, царя, протопопицы и Морозовой,
стрельцов, тюремщиков и бесноватых образуют галерею разнообразных типов
жителей Московской Руси—первое художественное изображение русского
общества. Герои Аввакума появляются на страницах его книг в естественной для себя
среде русских деревень и городов, дворцов и тюрем, на церковном соборе и в
сибирском походе. Сибирская кампания Пашкова дала протопопу возможность
описать величественную красоту нетронутой природы Сибири и жизнь в этом
отдаленном углу Московского царства, создав и проникновенный рассказ о
тяготах русского продвижения к Тихому океану. Бесконечные переходы, голодные
стрельцы, лишения, жестокость Пашкова и страдания протопопа переданы так
живо, что читатель действительно ощущает трудности этого похода. Страницы,
посвященные сибирскому периоду жизни Аввакума, выявляют прирожденную
наблюдательность протопопа и его умение описать увиденное
Аввакум нигде обстоятельно не говорит о царе Алексее Михайловиче, но
отношения царя с Аввакумом ясны из коротких разбросанных по "Житию"
замечаний. Описывая свою встречу с царем, он подчеркивает уважение к себе со
стороны царя, неоднократные просьбы самодержца к Аввакуму благословить его и
молиться за него107. Даже после окончательного разрыва Аввакума с церковью царь
не дает согласия на его казнь. Пока Алексей Михайлович был жив, протопопа,
хотя и терпевшего лишения в пустозерской тюрьме, ни разу не пытали. Однако
легко догадаться, что царь, несмотря на свою личную привязанность к старым
традициям и восхищение верой и честностью протопопа, не одобрял упрямства
Аввакума. Во время их первой беседы после возвращения Аввакума из ссылки в 1663 г.
царь встретил его радушно, но, столкнувшись с отказом Аввакума обещать
что-либо определенное на будущее, "вздохнул, да и пошел, куды надобе ему"108. Когда
протопоп возобновил свою пропаганду и резко напал на церковную иерархию в
105 В русской литературе психологические описания героев впервые появились в исторических
произведениях начала XVII века, особенно во второй редакции "Хронографа" (1619),
"Временнике" Ивана Тимофеева, сочинениях князей И. Хворостинина и И. Катырева-Ростовского (см.:
Лихачев Д.С. Проблема характера // ТОДРЛ. Т. 8. С. 218—235; Державина O.A. Анализ образов
повестей XVII века// Ученые записки Московского государственного педагогического института. Вып. 7.
1946. С. 30). Все эти психологические портреты содержат характеристики, предварительно
продуманные и сформулированные авторами соответствующих сочинений.
106 Аввакум. С. 26.
107 Там же. С. 37, 39.
108 Там же. С. 34.
562