Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/557]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
сия церковно-славянского, смешанная с элементами русского, начала сдавать
позиции западнорусской версии в официальных переводах и в текущей
литературе, так же как и великорусские формы в церковной проповеди постепенно
замещались западнорусскими. Западнорусское языковое и литературное влияние к
концу XVII века стало доминировать, и литературный язык XVIII века
представляет собой продолжение в большей степени киевской, нежели московской
литературной традиции86.
Аввакум и староверы сильно негодовали на эти новые тенденции в
московской культуре и литературе и противостояли не только церковным реформам, но
и самым ранним проявлениям русского западничества. В их глазах реформа
церкви и растущее западное влияние в русской жизни и культуре предвещали
гибель традиционной московской культуры и были чреваты духовной и моральной
порчей нации.
IV
Репрессии и тюремное заключение оказали сильнейшее влияние на
появление литературных произведений Аввакума и создание его особенного стиля.
Протопоп не принадлежал к кругам профессиональных московских
книжников, и на его сочинениях сильно сказалась его неподготовленность к
литературной карьере. Он почти открыто признавался в отсутствии литературного
образования: «Но аще и не учен словом, но не разумом; не обучен диалектики и риторики
и философии, а разум Христов в себе имам, яко-ж и апостол глаголет: "Аще и
невежда словом, но не разумом 'V7. Но в течение длительного заключения, когда он
был отдален от своей паствы и других слушателей, перед которыми мог бы открыть
свои преследуемые веру, убеждения и идеи, Аввакум взялся за перо.
Побуждаемый к этому желанием иметь прямую связь со своими сторонниками, он
вопреки постоянному надзору преуспел в том, чтобы донести свои труды до своих од-
новерцев и друзей по всей России88.
Сравнение стиля и языка произведений Аввакума разных периодов его
литературной деятельности показывает, что его литературный уровень и
стилистическая независимость постоянно росли, а интенсивность его работы раскрыла ту
глубинную мотивацию, которая подвигла его к литературному творчеству. От
раннего периода церковной карьеры протопопа, предшествовавшего его первой
ссылке в Сибирь в 1653 г., сохранилось лишь одно письмо89. Самое раннее
произведение старообрядческой литературы, оно написано в традиционном
литературном стиле тех времен. Письмо изобилует церковно-славянскими
грамматическими формами и словами, его предложения длинны и тяжеловесны. Другое
сочинение Аввакума, также датируемое 1653 г. — "Челобитная" царю Алексею,
86 Н.С. Трубецкой в своей работе "Общеславянский элемент в русской культуре" пишет:
"Соответственно, в своих церковнославянских элементах русский литературный язык принадлежит
более к украинской сфере влияния, чем к великорусской... До Ломоносова все грамотные
русские (и даже нерусские православные славяне) учились церковнославянскому языку по
грамматике украинского ученого Мелетия Смотрицкого" (Trubetzkoy N.S. Common Slavic Elements in Russian
Culture. N.Y., 1949), P. 23—33. Также см.: Виноградов В. В. Очерки по истории русского
литературного языка. С. 22—27, 63—64; VinokurG. La Langue russe. Paris, 1947. P. 95—146.
%1 Аввакум. С. 43; II Кор. 11,6.
88 Аввакум столь сильно влиял на всех, кто его окружал, что расположил к себе даже тюремную
охрану. Ей приходилось прятать его письма в древках своих бердышей и переправлять их адресатам
Аввакума. См. письмо Аввакума Морозовой: Аввакум. С. 113.
89 Письмо Ивану Неронову см.: Материалы. Т. 1. С. 1.
556