Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/55]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ры по этому вопросу наиболее интересной является книга о. Иоанна Хризостома
о "Поморских ответах" Андрея Денисова, выдающегося старообрядческого
писателя и мыслителя конца XVII — начала XVIII века14.
Здесь, конечно, указаны только наиболее важные труды по истории раскола
и старообрядчества, так как только перечисление всех даже только значительных
работ по этому вопросу потребовало бы отдельный том: уже перед революцией 1917
года число книг и статей о старообрядчестве превышало десяток тысяч.
Все же многие стороны этого печального разрыва в русском православии, как
уже было отмечено выше, до сих пор не вполне ясны, и историкам придется
немало поработать над их выяснением. В настоящей книге автор преследовал
сравнительно ограниченные цели: как можно более детально определить корни
церковного конфликта XVII века, проследить нарастание напряжения между
окормлением церкви и государства и сторонниками старого обряда и наконец
выяснить связь между дониконовскими движениями в русском православии и
позднейшим разделением старообрядчества на поповство и беспоповство.
Поскольку это было возможно, автор старался в этой книге избежать употребления слова
"раскол". В обычной русской терминологии это слово стало одиозным и
несправедливым в отношении старообрядчества. Раскол не был отколом от церкви
значительной части ее духовенства и мирян, а подлинным внутренним разрывом в
самой церкви, значительно обеднившим русское православие, в котором были
виноваты не одна, а обе стороны: и упорные и отказывавшиеся видеть
последствия своей настойчивости насадители нового обряда, и слишком ретивые и, к
сожалению, часто тоже очень упрямые и односторонние защитники старого.
Работа над этим исследованием была в значительной степени облегчена
благодаря поддержке двух организаций: Гарвардского университета, властности
его центра по изучению России, и Фонда имени Гугенхайма в Нью-Йорке.
Исследователь приносит руководителям обоих этих организаций свою глубокую
благодарность. Кроме того, он выражает свою признательность всем лицам и
библиотекам, которые облегчили его работу; особенно много ему помог профессор
Дм. Ив. Чижевский, с которым автор обсуждал немало проблем, затронутых в
этой книге. Доктор В. И. Малышев сообщил автору ряд рукописных
материалов из хранилища Пушкинского Дома (Института русской литературы АН), а
А. Филипенко немало потрудилась над перепиской не всегда разборчивой
рукописи, за что автор выражает им свою признательность. Эту книгу он с
благодарностью и любовью посвящает своей жене, в течение многих лет помогавшей ему
в работе над "Русским старообрядчеством".
Университет им. Вандербилта
апрель 1969 года
14 Johannes Crysostomos. Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altgläubigen der
1. Viertel des XVIII Jahrhundert. Roma, 1959 (Or. Chr. 148).