Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/541]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
шенно неизвестными вестернизированному русскому обществу, за
исключением немногих историков и церковных администраторов.
Отсутствие интереса у русского общества и власти к сочинениям староверов
и к их духовной жизни—само по себе необычное явление. Вызвано оно тем, что
имперское правительство не доверяло староверам, как противникам церкви и
государства. Консервативная часть прозападного общества России по тем же самым
причинам не слишком симпатизировала глубоко религиозным раскольникам,
видя в них противников режима, тогда как русские либералы еще меньше
понимали образ мысли и цели староверов и видели в них обскурантов, слепо
противостоящих социальному и духовному прогрессу.
Перемены в отношении властей империи к этим религиозным
нонконформистам начались в царствование Александра II, при котором их религиозные
общины получили право на законное существование11. Смягчение цензурных запретов
Александром II позволило опубликовать ранние старообрядческие произведения,
наконец, ставшие доступными широкому кругу русских читателей. В 1860 г.
Н.С. Тихонравов впервые печатает автобиографию Аввакума12, которая стала
откровением для любителей древнерусской литературы и имела такой успех, что
спустя два года появилось второе издание. С 1862 г. "Житие" Аввакума
переиздавалось много раз и стало неотъемлемой частью русской литературы13.
Изучением русской схизмы и произведений вождей раскола занимались
многие ученые. В XIX и начале XX века русские историки видели в писаниях
староверов прежде всего ценный первоисточник сведений о религиозном кризисе
XVII века, однако они недооценили важности духовного склада староверов и
художественной ценности их произведений. Тем не менее эти первые исследова-
11 Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1887.
С. 234—250 (Устав 1858 г. в значительной мере облегчил положение староверов, но только при
Александре III в 1883 г. они действительно получили все гражданские права. В 1905 г. они были
полностью уравнены в правах с теми, кто принадлежал к господствующей церкви).
12 Впервые "Житие" Аввакума было опубликовано Н.С. Тихонравовым в его "Летописях
русской литературы и древностей" (Кн. 5. 1859—1860).
13 Второе (первое отдельное) издание "Жития" было выпущено Д.Е. Кожанчиковым в 1862 г.
в Петербурге. Лучшие издания произведений протопопа Аввакума в кн.: 1) Материалы по истории
раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И. Субботина. M., T. 1. 1875. С. 20—26,
487—490; Т. 5. 1879; Т. 8. 1887. С. 1 — 112 (Далее—Материалы; сюда включены важнейшие
произведения Аввакума; 2) Памятники первых лет русского старообрядчества [Вып. I]. СПб., 1912
(опубликованы Я.Л. Барсковым в 24 томе "Летописи занятий Археографической комиссии; далее—ЛЗАК);
3) Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное. Издание Императорской Археологической
комиссии (Оттиск из первой книги "Памятников истории старообрядчества XVII века) /
[Изд. В.Г. Дружинин]. Пг., 1916. Это первая критическая и комментированная публикация
полного текста трех (А, Б и В) редакций "Жития" Аввакума, целиком воспроизведенная в книге "Памят-
ники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1" (Л., 1927), выпущенной Академией наук
как 39 том "Русской исторической библиотеки". В последнее издание включено большинство
работ Аввакума. Некоторые работы, приписываемые ему, а также фрагменты его других произведений,
сохранившихся лишь частично, должны были быть включены во второй выпуск, который так
никогда и не был издан. Это издание—лучшая публикация работ протопопа. 4) Житие Протопопа
Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Изд. Н.К. Гудзий. M., "Academia", 1935;
всего же опубликовано восемнадцать отдельных изданий "Жития". Автобиография Аввакума также
появилась в английских переводах: The Life of the Archipriest Awakum by Himself/ Translated by J.
Harrison and H. Mirrless, with a Preface by prince D.S.Mirsky. L., 1924; The Life of Archipriest Awakum by
Himself//A Treasure of Russian Spirituality/Compiled and edited by G. P. Fedotov. N.Y., 1948. P. 137-181
(перевод H. Извольского, сократившего и отредактировавшего текст Аввакума). В данной нашей статье
ссылки на "Житие", челобитные и письма Аввакума даны по парижскому изданию 1951 г. {Аввакум.
Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951), воспроизводящему
текст "Жития" по изданию Академии наук 1916 г. За основную принята так называемая
редакция "А" академического издания, варианты редакций "Б" и "В" даются как дополнительные.
Ниже цитируется парижское издание "Жития" (Далее в примечаниях к этой статье—Аввакум.).
540