Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/539]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
и XVIII веках, в частности в 1653—1742 гг. (не три столетия!), были весьма
похожи на то, что делалось в то время в Германии, Франции, Испании и других
странах Запада. В Тридцатилетнюю войну в Германии католики истребляли в
массовом порядке протестантов, а протестанты католиков, при этом так энергично, что
Германия потеряла за эти тридцать лет (1619—1649) почти две трети населения.
Во Франции после отмены Нантского эдикта гугеноты были или вырезаны, или
изгнаны из страны. Кромвель искоренял не только католиков, но и
последователей протестантской "господствующей" англиканской Церкви. При Стюартах
власть и "королевская" Церковь преследовали пуритан, которые устремились в
Америку. Но и здесь бывшие гонимые в Англии пуритане в Массачусетсе
сжигали квакеров, а протестанты Вирджинии гонялись за искавшими здесь свободы
католиками. Государственная власть в России и подчиненная ей Церковь тоже
преследовали старообрядцев, но количество жертв даже пропорционально далеко
отставало от числа жертв более "передового и культурного" Запада. Да, и
государство и Церковь грешили, преследуя верных старой вере. Но думается, что не без
греха были и те первые вожди старообрядцев, которые пошли на разрыв с
Церковью, и особенно те, которые утверждали, что благодать в Церкви — всей
православной Церкви, а не только русской — иссякла, что духовенство стало "идо-
ложрецами". Они запрещали брак и деторождение и вели тысячи и тысячи
своих последователей на гари "новоизобретенного пути самоубийственных
смертей". Не ответственны ли и они за трагический кризис в русском православии
того времени?
2. СТАРООБРЯДЕЦ АВВАКУМ:
ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ5
I.
Борьба протопопа Аввакума6 с церковной реформой патриарха Никона в
середине XVII века еще при жизни принесла ему известность по всей России. Задолго
до того, как он был заживо сожжен в пустозерской тюрьме7, непреклонная
защита Аввакумом старой веры и пятнадцатилетнее заключение сделали его имя
известным каждому русскому. Исключительное почитание Аввакума
приверженцами древлего православия основывалось не только на его язвительном неприятии
реформ в церковных книгах и обрядах, а также и во всей русской жизни, но и на
5 Перевод статьи: The Old Beliver Awakum: His Role in Russian Literature // Indiana Slavic
Studies. Vol. I. 1956. P. 1-51.
6 Русское слово "протопоп", которое стало частью литературного имени Аввакума, означает
"первый из священников"—одно из почетных званий, даваемых священникам. Протопоп обычно был
приходским священником главного городского собора и наблюдал за духовенством других, более
мелких приходов.
7 Точные даты рождения и смерти Аввакума неизвестны. П.И. Мельников, первый научный
биограф Аввакума, помещает дату его рождения между 1605 и 1610 гг., а 1 апреля 1681 г. дает как дату
его смерти (см.: Мельников П.И. Аввакум Петрович // Мельников П.И. Поли. собр. соч. СПб.,—М.,
{1900}, Т. 7. С. 376, 382). Пьер Паскаль, автор блестящей биографии протопопа, предлагает 25
ноября 1620 г. как дату рождения и 14 апреля 1682 г. как дату смерти (Pascal P. Awakum et les debuts
du Raskol. La Crise religieuse au XVII siècle en Russie. Paris, 1938.P. 75, 545). Также см.: Семен Денисов.
История о отцех и страдальцех соловецких // Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия,
извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Т. II. СПб., 1863. С. 46;
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной истории
раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. С. 8. 14 апреля 1682 г.
кажется наиболее вероятной датой смерти Аввакума.
538