Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/537]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
следовали ее призыву, вернулись в Россию и поселились на Среднем и Нижнем
Поволжье и в Новороссии, где им были предоставлены обширные земельные
угодья. "Раскольничья контора", ведавшая старообрядческими делами, была
закрыта, старообрядцы получили гражданские права, и монастыри Иргиза на
Нижней Волге стали открытыми и важными центрами старообрядцев-поповцев.
В конце века образовались большие старообрядческие центры, в Москве
Рогожский (поповский) и Преображенский (беспоповский), и Королёвский в
Петербурге. Во многих городах и деревенских областях были старообрядческие
церкви (поповские) или часовни, в которых служили священники, перешедшие
из "господствующей" церкви в старообрядчество. Говорить о казнях и пытках
старообрядцев (в течение 300 лет!) после 1761 г. будет просто извращением истины.
При императоре Николае I, начиная с 1838 по 1856 г., гонения на
старообрядчество все же возобновились — но это были не аресты, ссылки и казни, а
закрытие больших старообрядческих центров, сначала в Иргизе (1838), затем и на
Выге, в Москве и в Петербурге (в начале 1850-х гг.). При закрытии иргизских
монастырей старообрядцы проявили сопротивление и, ввиду применения
администрацией вооруженной силы, многие из них физически пострадали, но опять-
таки это были жертвы столкновения, а не пыток или казней арестованных
старообрядцев. Это были не религиозные гонения (Церковь в них совсем не
участвовала), а желание Николая I и его министров внутренних дел ввести
"порядок" в религиозную жизнь страны и контролировать фактически независимые
от администрации религиозные общины старообрядцев. Недаром Герцен,
который пытался — безуспешно — использовать сторонников старой веры для
антиправительственной деятельности, писал о времени Николая I:
"Противодействие новому порядку (Николая I), после более либеральной эпохи (Александра I),
после его жестокого водворения, мы видим в одних неправославных
раскольниках и страдательном неучастии крестьян". Николай I опасался, что независимые
общины старообрядцев на Урале, Иргизе (Симбирская губерния) и в столицах
могут быть примером и для остальной России. Ведь эти очень богатые общины—
Рогожская, Преображенская, Королёвская, уральские и многие другие — были
колыбелями русского капитализма и торгово-промышленная деятельность
страны в очень значительной степени была в руках старообрядцев. Наоборот,
"господствующая" православная церковь была целиком под контролем
государства и Святейший Синод нередко возглавлялся совсем маловерующими
обер-прокурорами —"оком государя" над русским православием.
После вступления на престол Александра II в 1856 г. все гонения на
старообрядческие общины были снова прекращены и такие центры, как Рогожское и Пре-
ображенское "кладбища", Королевская община в Петербурге и многие другие,
были возвращены старообрядцам. В 1906 г. все последние ограничения старообрядцев
были уничтожены и старообрядцы широко воспользовались своими правами,
создав много своих журналов, издавая книги о старообрядчестве, созывая свои
съезды и соборы. В этом отношении они оказались в лучшем положении, чем
"господствующая" православная русская Церковь, которой не позволили избрать
своего патриарха и приостановили даже созыв начавших было собираться
соборов. Первый русский вполне свободный собор Церкви, на котором и был избран
патриарх Тихон, состоялся лишь в 1917 г.
Одним из первых решений этого собора была отмена отлучений и запретов
на старообрядцев, а указ временного патриархата от 23 апреля 1929 г. (за номе-
536