Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/533]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
1. СТАРООБРЯДЧЕСТВО, ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО*
Редакция "Русского Возрождения", зная, что я долго занимался изучением
старообрядчества (моя книга "Русское Старообрядчество и Духовные Движения
семнадцатого века" (Мюнхен, 1970) и довольно многочисленные статьи) и
отношусь с большим сочувствием к этому большому русскому религиозному
движению, попросила меня ответить на письмо г. К. Скворцова под заглавием "О
покаянии". В этом письме г. Скворцов обращается к Русской Православной Церкви
за Рубежом с предложением покаяться перед старообрядцами за трехсотлетние
гонения, которым они подвергались от русской Церкви. В этом письме он
обширно цитирует письмо А. Солженицына, в котором тот говорит о "трехсотлетнем
грехе русской Церкви", о "русской инквизиции": притеснениях и разгроме
древнего благочестия, жестоких пытках, казнях и изгнании за рубеж России "никогда
не бунтовавших" древне-православных христиан. К сожалению, и г. Скворцов,
и г. Солженицын не всегда хорошо знают древнее прошлое России и иногда
пишут о нем не совсем соответствующее фактам и истине.
Прежде всего, богослужение и книги Руси начала XVII века, до Никона,
вовсе не были теми, которые пришли на Русь в 988 г., когда святой князь Владимир
ввел православие в нашей стране. В X веке в Византии и на Ближнем Востоке
было два близких, но несколько различных в деталях устава: Иерусалимский (или
Саввы Освященного) и Константинопольский (или Студийский). Так как
Студийский устав господствовал тогда в Константинополе и в Болгарии, откуда
пришли наши церковные книги, то и на Руси был введен Студийский устав.
Затем, в ХП-ХШ веках в Византии, Студийский устав был по разным причинам
вытеснен Иерусалимским и почти одновременно двуперстное крестное знамение
заменено трехперстным, чтобы подчеркнуть важность догмата Пресвятой Троицы.
Трудные сношения с Византией во время монгольского ига не позволили
распространиться Иерусалимскому уставу на Русь в тех же XIII-XIV веках. Только при
митрополитах Киприане и Фотии (конец XIV—начало XV века) Иерусалимский
устав был частично введен на Руси (постепенно, одна деталь за другой), но так как
после Флорентийского Собора 1439 г. Русь порвала с принявшим унию
Константинополем, эта реформа устава не была доведена до конца. В русском
уставе поэтому сохранился ряд черт Студийского устава—двуперстное крестное
знамение, хождения посолонь, двукратное пение аллилуйя и другие черты.
К сожалению, эти детали истории русского устава были выяснены только в
конце XIX и в начале XX века русскими историками Церкви Голубинским, Кап-
теревым и другими.
Ни Никон, ни его советники греки и киевляне не знали этой истории
русского устава, и когда приехавший в Россию патриарх Паисий обратил внимание
Никона на то, что детали русского богослужения и крестное знамение отличаются от
греческого, то Никон и его советники решили, что разница между греческим
уставом того времени и русским объясняется ошибками, вкравшимися в русский
устав. После своего избрания патриархом в 1652 г. Никон решил "исправить" рус-
1 Впервые опубликовано: "Русское возрождение" (Нью-Йорк). 1987. № 1. С. 85—98.
532