Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/529]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
или два. Протокол, составленный Огаревым по поводу встречи его, Герцена и
Гончара,—лучшее свидетельство этих эмигрантских надежд:
"Другу нашему Осипу Семеновичу Памятный листок.
1) Надо нам сообща приложить все старания о созывании
старообрядческого собора.
2) Надо учредить между нами правильную переписку.
3) Надо, чтобы московские и иные старообрядцы присылали все сведения,
которые они желают, чтобы были напечатаны, и таким путем, чтобы мы знали,
что все присланное нам достоверно.
4) Людей, вами рекомендованных,—мы, а людей, нами
рекомендованных,—вы и все ваше в России и вне России живущее общество будете принимать
по-братски и посильно оказывать им всякую помощь.
5) С обществом "Земли и воли", имеющим целью свободу веры и выборное
управление, через нас в сношения входить по нашему обоюдному усмотрению,
когда нужно".
В пункте шестом говорилось о сборе средств среди старообрядцев для
помощи "политически гонимым и ссылаемым" и для "поддержания взаимных
сношений через посылаемых людей" между старообрядцами и
революционерами; Огарев и Герцен явно рассчитывали на крупных московских капиталистов-
раскольников, а не на малочисленных и бедных некрасовцев. Седьмой,
довольно неясный в своей редакции пункт был посвящен провозглашению дружбы и
союза между дворянами, "не считающими свое сословие отдельным от народа",
то есть интеллигентами-либералами, и "жаждущими свободы веры и за веру
гонимыми" русскими людьми, то есть старообрядцами211.
В противоположность Гончару, для которого встреча с Герценом стала
решающей и который вскоре совершенно, хотя поначалу и тайно, отказался от надежд
на сотрудничество с революционерами, Огарев и Герцен явно остались в
восторге от перспектив союза с "20 миллионами борцов за свободу веры и общину". Этот
восторг сказался в письме Герцена к Гарибальди, написанном через три месяца.
21 ноября 1863 г. Герцен в связи со своей идеей созыва земского собора в России
пишет: "Говоря о созвании собора, я упомянул о безразличии вероисповеданий;
это следует пояснить. В России считается миллионов до двадцати старообрядцев,
поставленных вне закона. Теперь их меньше преследуют, на них смотрят сквозь
пальцы; этого мало, надобно, чтоб они пользовались общим правом.
Старообрядцы составляют самую энергическую, самую здоровую часть огромного
земледельческого населения России. Закаленные вековым гонением, воспитанные с
ребячества в борьбе с существующим порядком вещей, они ничего не уступали, а
приобрели вместе со строгими нравами железную волю. Из этой среды
естественно выйдут действительные представители народных стремлений. Они никогда не
признавали империи, которую презирают, как немецкую, и которой гнушаются,
как нечистой. Сбитые с толку агентами правительства, некоторые из них
посылали недавно свои верноподданнические адреса, они сделали ложный поступок
в надежде льгот и обманулись; правительство ничего не сделало для них.
Старообрядцы принесли бы на общий совет народную идею, народный гений, предание, быт
и обычай"2П.
211ЛН. Т. 62. С. 74-75.
212 Герцен А.И. Поли. собр. соч. и писем / Под ред. М.К. Лемке. Т. 16. С. 529.
528