Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/511]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
му после того, как ограниченные контакты между эмигрантами и староверами
были сочтены полезными обеими сторонами, особенно для издания книг и
печатания специально рассчитанного на раскольников информационного бюллетеня,
Пафнутий под предлогом болезни предпочел более не встречаться с Кельсиевым136
и оставить все сношения с ним на группе Шибаева. Друг Шибаева и один из
руководителей Рогожской общины Боголепов прямо предупредил Кельсиева о
необходимости жестко ограничить контакты между лондонскими эмигрантами и
московскими староверами и даже заявил, что предпочел бы действовать в
Москве без прямой переписки с Лондоном137.
Отказ Пафнутия от встречи с Кельсиевым был вызван не только
пониманием опасности контактов между Рогожской общиной и Лондоном, но и его
желанием избегать общественных дел и какой-либо политической и даже
иерархической активности. Пафнутий часто говорил, что предпочитает уединение и
отшельническую жизнь, и 11 июля 1860 г. обратился к собору рогожеких
епископов с просьбой разрешить ему "оставить епископский престол и возвратиться в
жизнь уединенную", чтобы "уклонившись от житейския бури и молвы,
достигнуть тихого пристанища"; с архиепископом Антонием он порвал отношения
еще в начале того же года138. Скептическое отношение Пафнутия к перспективам
старообрядчества привело было его в 1865 г. к воссоединению с господствующей
церковью139, однако позднее, в 1879 г., он вернулся к старой вере140.
Кельсиев весьма восторженно оценивал свою поездку инкогнито в Россию
и переговоры, которые он провел со староверами. Вероятно, он понял, что отказ
Пафнутия от встречи с ним связан скорее с духовной эволюцией самого
епископа, чем с отношением широкого круга староверов к сотрудничеству с
эмигрантами. Кельсиев находился под сильным впечатлением, даже восхищался
шибаевским кружком рогожской молодежи. Герцен и Огарев разделяли его чувства и
согласились с планом выпускать специальное периодическое издание для
староверов. Редактором новой газеты сначала предполагал стать сам Кельсиев,
который привез много заметок и статей на религиозные и социальные темы от своих
новых друзей из России и сам написал немало статей. Но Огарев решил иначе и
лично стал редактором газеты "Общее вече", как было названо новое издание,
являющееся приложением к "Колоколу". Большинство статей Кельсиева были
сочтены неподходящими, равно как и статьи, написанные старообрядцами и
привезенные Кельсиевым в Лондон. В плане совместной деятельности эмигрантов
и староверов решение Огарева удачным не было. И он и Герцен знали о
староверах крайне мало, а стиль и темы Огарева ни в малейшей степени не отвечали
образу мыслей и вкусу приверженцев старых традиций. Первый выпуск
распространялся вместе с номером "Колокола" от 15 июля 1862 г. и открывался "Письмом
к верующим всех старообрядческих и иных согласий и сынам господствующей
церкви" за подписью Огарева.
136 Кельсиев В.И. Письмо к Шибаеву // Лемке М.К Очерки освободительного движения
"шестидесятых годов". По неизданным документам с портретами. СПб., 1908. С. 33—35.
137 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 323—324.
138 Субботин Н.И. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов
так называемой белокриницкой иерархии. М., 1866. С. 27.
139 Субботин Н.И. Современные движения в расколе. Вып. 2: Издание Кирилловых мирных фа-
мот. Их уничтожение и поставление второго Антония на московскую кафедру, и проч. и проч. М.,
1865. С. 19.
140 Марков B.C. К истории раскола-старообрядчества... С. 66, 75, 200.
510