Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/510]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Келъсиев
Программа выглядела скромно, но это была первая общая программа, когда-
либо совместно выработанная представителями революционной интеллигенции
и русскими традиционалистами. В дальнейшем предполагалось создать в
Лондоне газету, предназначенную для староверов, но некоторые из москвичей считали
наличие связей с Лондоном слишком опасным для общин староверов. Напротив,
Шибаев настаивал на дальнейших контактах. Обе стороны на этой встрече были
прежде всего согласны друг с другом в том, что общины староверов,
существовавшие на всей территории империи и пользовавшиеся поддержкой населения,
сыграют значительную роль в будущей демократической перестройке России.
И действительно, религиозные общины староверов были в середине XIX века
единственными хорошо организованными, богатыми, влиятельными, независимыми
от контроля правительства группами с длительным опытом самоуправления131. Их
связи внутри России и нелегальные контакты с зарубежными поселениями
староверов могли бы стать значительным подспорьем для любого союзного им
движения. Кельсиев в своей "Исповеди" не говорит о каких-либо соглашениях
относительно контрабандной перевозки печатавшейся в Лондоне нелегальной
литературы по каналам староверов; действительно, формального соглашения
могло и не быть, однако и дальнейшее широкое использование
старообрядческих линий связи с Балканами и австрийскими территориями для
распространения этой литературы, и путешествие Кельсиева в Турцию почти сразу же после
поездки в Москву показывают, что такая возможность по меньшей мере
обсуждалась132.
Естественно, что во время своего пребывания в Москве Кельсиев
попытался встретиться с таинственным другом из Лондона, посланником староверов "По-
ликарпом Петровым", инкогнито которого, как епископа Коломенского Пафну-
тия, было раскрыто Кельсиеву Павлом Прусским. Как только Кельсиев приехал
к Шибаеву, он сразу же заявил о своем желании увидеть епископа, но Пафнутий
не стремился возобновлять свое лондонское знакомство. Сомнения и досада Паф-
нутия по поводу духа и программы действий лондонского кружка усилились. Он
понимал, что речи Бакунина и Мартьянова о расправе над высшими классами и
о всеобщей революции не выражали идей Герцена и его ближайших друзей, но
абстрактный и нереалистический образ мыслей всей группы заставлял епископа
сомневаться в результативности сотрудничества эмигрантов и староверов133.
Кроме того, владыка Пафнутий был сильно встревожен атеистическими пассажами
в произведениях Герцена и Огарева. Хотя эмигранты и не стремились скрывать
свое атеистическое мировоззрение, они все же предпочитали не давать
староверам своих антирелигиозных сочинений и остерегались показывать им наиболее
провокационные статьи и книги134. Однако Пафнутию было несложно уяснить их
действительные взгляды на эту проблему, так как даже в "Колоколе" Герцен не
стеснялся называть обретение мощей святого Тихона Задонского
"палеонтологическими... земляными работами", а почитание мощей —"роскошью
изуверства и невежества... невоздержанностью идолопоклонства и лицемерия"135. Поэто-
131 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 320—322.
132 По поводу широкого использования старообрядческих каналов для контрабанды
эмигрантской литературы в Россию см.: Субботин Н.И Раскол как орудие...
133 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 130—132.
134 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 303, 306.
135 Герцен А.И. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ //
Колокол. № 105. 1861. 15 августа. С. 877-879.
509