Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/505]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Семенову104 наметили имя Сильвестр, подчеркнув этим традиционное
влияние дивной легенды о Белом Клобуке и доктрины Третьего Рима на философию
старообрядчества105.
Перспектива возглавить мощное демократическо-старообрядческое
движения, похоже, захватила и Герцена. Культурный и церковный старообрядческий
центр в Лондоне, поддерживаемый и изнутри направляемый им самим, уже
казался близкой реальностью. Герцену хотелось хлебом и солью встретить
облаченного в древние ризы владыку Лондонского в намечавшемся к устройству в Лондоне
старообрядческом храме Св. Софии ("в честь Св. Софии и вольного великого
Новгорода"), и Герцен даже воображал себя самого в старообрядческом кафтане106.
Модные в 1850—1860-х гг. бороды, которые покрывали лица лондонских
эмигрантов, делали Огарева и Герцена внешне похожими на самых традиционных
представителей старообрядчества. Но Герцен, не в пример Кельсиеву, умел
ограничить полет романтической фантазии и быть terre a terre (на твердой земле)
в переговорах с Пафнутием. Открытие новой кафедры Св. Софии (Лондонской
старообрядческой митрополии) Герцен хотел приурочить к предстоявшей
Лондонской выставке 1862 г., куда должны были съехаться сотни тысяч туристов.
Свою воображаемую приветственную речь воображаемому архиепископу
Лондонскому Сильвестру он хотел отпечатать в многих тысячах экземпляров на
самых разнообразных языках и раздавать оттиски туристам, которые могли бы
разнести молву о "русском демократическом старообрядчестве" и
оппозиционном движении по всему миру.
Так позже, в 1866—1867 гг., сам Пафнутий рассказывал о лондонских
разговорах Н.И. Субботину107. Герцен в "Былом и думах" о Пафнутий вообще не
упоминает, но зато Кельсиев в своей "Исповеди" признается в существовании
планов переноса в Лондон старообрядческой митрополии, поясняя: "Это была мечта,
но никак не больше, хоть мечта и заманчивая... как это ни казалось нам обоим и
полезным, и выгодным—проект был слишком смел, чтобы мы сами считали его
исполнимым..."108
Но Кельсиев писал свою "Исповедь" уже в 1867 г., когда старообрядцы
типа Пафнутия уже, как мы увидим дальше, резко порвали с Герценом, и поэтому
трудно вполне довериться его словам.
Медовый месяц эмигрантско-старообрядческого романа длился всего лишь
шесть недель. Но уже в первые недели наряду с взаимным сочувствием
обнаружились и глубокие трещины. Виновными в их появлении стали не осторожный
Герцен, и не Огарев, а только что прибывший в Лондон Бакунин, русский
экстремист-эмигрант из купцов П.А. Мартьянов, возможно, еще и сам порывистый
Кельсиев. Лондонское трио очень осторожно и дипломатично обращалось с
епископом Коломенским — так, например, они поначалу не курили в его присутст-
104 Семен Семенов (1830—1867) — талантливый идеолог поповцев-традиционалистов, один из
духовных вождей Рогожского кладбища. См.: Марков B.C. К истории раскола-старообрядчества
второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная,
как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865—1904 гг.) М., 1914.
С. 805-806.
105 Розов H.H. Повесть о белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV в. //
ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 178-219.
106 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 127—128.
107 Там же. С. 125—128.
108 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 306.
504