Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/504]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Кельсиев
За прошедшие два столетия гонений старообрядцы не только основали ряд
поселений за границей, но и сумели поддерживать с ними связь, причем эта
связь всегда была вне контроля царских властей. Между Белой Криницей и
Москвой, Нижним Новгородом и Йоханнесбургом в Пруссии, Добруджей и Ста-
родубьем всегда были контрабандные связи. Старообрядческие агенты и иноки,
епископы и их посланники легко пересекали границы в обличье купцов и
провозили под видом товара свои книги. Так приехал в Лондон и Пафнутий.
Герцена и Огарева помимо пропаганды среди старообрядцев интересовал и
провоз в Россию своих изданий и связи с Россией. А для этого старообрядческие
тайные пути могли весьма пригодиться.
Поэтому уже на третий день знакомства Кельсиев, для того чтобы
заинтересовать "Петрова", пустил в ход свой главный козырь—организацию
типографии для печатания старообрядческих книг, а через семь дней познакомил его с
Герценом98. Типографией "Петров"-Пафнутий заинтересовался, обещал
поговорить со своими московскими друзьями, хотя и удивлялся отсутствию у Герцена
средств".
Встреча "Петрова"-Пафнутия с издателем-редактором "Колокола" была
обставлена несколько конспиративно. При первой встрече присутствовал
"Лондонский штаб"— Герцен, Кельсиев, Огарев, да один поляк из типографии
(видимо, Тхоржевский)100. В дальнейшем Кельсиев тоже избегал часто показывать
"Петрова" своим лондонским друзьям, боясь, что его присутствие в Лондоне
станет известным101. Старообрядческий посол всех "обворожил своим умом и
своим умением держать себя": "Казалось, он век свой выжил между литераторами
и светскими людьми... Ясно и сдержанно отвечал он на все вопросы,
жаловался на несправедливости правительства..." Пафнутий не скрывал, что главная цель
его путешествия—познакомиться с Герценом и его группой и извлечь из этого
какую-нибудь пользу для старообрядчества. Он говорил, что старообрядцы знают
"Колокол", почитывают его и признают его за авторитетное издание102.
Герцен, со своей стороны, был очень радушен, обещал всякую поддержку
начинаниям Пафнутия и героической борьбе старообрядцев. Для того чтобы
найти общую почву для сотрудничества, Пафнутий рассказал о совместных
выступлениях Бакунина и старообрядческого инока Алимпия (Милорадовича) 1—12 июня
1848 г. на Всеславянском съезде в Праге.
Участие Алимпия в пражском восстании, деятельность белокриницкого
центра, налаженные конспиративные связи старообрядцев между Россией,
Австрией и Балканами и многие другие сведения, сообщенные Пафнутием,
стали откровением для Герцена и его друзей. Они очень заинтересовались
старообрядческими планами. Фантазия не только увлекающихся Кельсиева и Огарева,
но и холодного скептика Герцена разыгралась. Чтобы подчеркнуть связь старой
демократической России и русской вольницы со старообрядчеством,
Кельсиев придумал эффектное название для проектируемой лондонской кафедры:
архиепископ Лондонский и Новгородский103. Кандидату в архиепископы Семену
98 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 121. [Кельсиев в "Исповеди" говорит "дней с пяток"
(С. 300].
99 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 302.
100 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 121.
101 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 307.
102 Там же. С. 301.
103 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 121.
503