Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/503]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
На другой день Кельсиев отправился в отель на Пикадилли. "Купца"
вызвали. "Это был человек лет тридцати, невысокого роста, рябоватый, худой, с
реденькой русой бородкой. Одет он был по-европейски... лицо его было бледно и
даже зеленовато"95. Они познакомились и подружились. По словам
Поликарпа Петрова, как называл себя старообрядец, он был раньше купцом, но потом
бросил торговлю, жил в разных старообрядческих монастырях в Добрудже,
Буковине и Молдавии и даже был в начале 1850-х гг. в Белой Кринице секретарем
знаменитого Павла Белокриницкого, вдохновителя воссоздания
старообрядческой иерархии. Петров говорил, что он не монах, но по его поразительной
эрудиции и религиозности Кельсиев принял его за инока и даже архимандрита. На
самом деле мнимый купец был Пафнутием, старообрядческим епископом
Коломенским, в миру — Поликарпом Петровичем Овчинниковым (1827—1907).
Пафнутий был человеком исключительным. Даровитый и энергичный,
широко начитанный, он тонко понимал людей и события. Кельсиеву даже казалось
невероятным, чтобы человек мог иметь такую память. "Он так изучил отцов
церкви, что знал, на какой странице, на какой строке какого издания
находится данный текст"96. К тому же он был человеком большой искренности и
честности, без фанатизма и узости. Сразу после освобождения крестьян Пафнутий
надеялся на возможность легализации старообрядческой иерархии, печатания
книг, открытия школ. Когда же из этих хлопот ничего не вышло, то он обратил
внимание на заграницу. Среди его почитателей кое-кто читал герценовские
"Колокол" и "Общее вече", а через них и Пафнутий заинтересовался
лондонским центром97.
Осенью 1861 г. Пафнутий и его друзья из московского купечества решили
выяснить, нельзя ли учредить в Лондоне не только книгопечатание и школы, но
даже и независимую от России и Австрии архиепископскую кафедру. Балканы и
восточная окраина Габсбургской империи были чересчур провинциальны, а
Вена и Стамбул — слишком враждебны России, чтобы там можно было создать
культурный и независимый старообрядческий центр. Напротив, либеральная Англия,
предоставлявшая Герцену и Огареву возможности самой широкой и
независимой работы, казалась идеальным местом. В марте 1861 г. Пафнутий приехал в
Яссы, чтобы оттуда наладить корреспонденцию с Лондоном. Неожиданная ссора
с местными общинами не дала ему возможности сделать это.
В глазах Пафнутия Герцен, Огарев и Кельсиев боролись за свободу и права
всего русского народа и старообрядцев в частности. Поэтому неудивительно, что он
решил наконец ехать в Лондон сам. Одни из его друзей открыли ему
неограниченный кредит для поездки, другие достали паспорт на имя купца первой гильдии
Поликарпа Петрова из Кагула. Через Берлин и Париж Пафнутий быстро
добрался до Лондона и там немедленно вступил в контакт с Герценом.
Герцену и Огареву старообрядческий "купец" очень понравился. Его ум и такт
показывали, что это человек исключительный. Естественно, они страшно
обрадовались возможности наладить связи со старообрядческим миром. Кроме
того, открывались возможности совместной работы со старейшей из русских
эмиграции — эмиграцией старообрядческой—и использования их конспиративных
средств связи с Россией.
95 Там же. С. 298.
96 Там же. С. 300.
97 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 109-110.
502