Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/501]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Добруджи в 1854 г. были арестованы и заключены в суздальский Спасо-Евфими-
ев монастырь старообрядческие епископы Аркадий (Дорофеев) и Алимпий (Ве-
принцев). В 1858 г. под Киевом был арестован и заключен в тот же Суздаль
епископ Конон (Дураков)85.
Наконец, в 1846 и 1850 гг. все браки старообрядцев-беспоповцев,
заключенные не в церкви, были объявлены недействительными, а дети, родившиеся в
таком браке, незаконными86.
Герцен уже со времени своего пребывания в Вятке и Новгороде был знаком
со старообрядчеством. Судьба раскольников неоднократно привлекала его
внимание и сочувствие87. Он даже отмечал, что одной из причин его расхождения со
славянофилами было согласие последних с правительственными мероприятиями
против раскольников88. С появлением книги Щапова Герцен еще более
заинтересовался старообрядцами. Он сочувствовал им не только как преследуемому
религиозному меньшинству, но и как возможным союзникам в борьбе за
демократическую Россию. И ему казалось, что закаленные в борьбе за веру старообрядцы
смогут помочь в борьбе с самодержавием.
Кельсиев взял материалы от Герцена и, придя домой, принялся за чтение. Он
не мог от них оторваться и всю ночь не спал, стараясь прочитать все полученные
документы. Материалы произвели на него колоссальное впечатление. "Я чуть в уме
не тронулся,—вспоминал он позднее,— мне казалось, что при чтении их я
вхожу в неведомый таинственный мир, в мир сказок Гофмана, Эдгара По и Тысячи
и одной ночи"89. Раньше Кельсиев мало знал о расколе. Двухсотлетняя борьба
старообрядцев за свою веру совершенно переменила его взгляд на великорусского
простого человека. "Эти мужики-сиволапы, эти бородатые купцы, поруганные
и осмеянные Европой и нашими образованными людьми, эти невежды,
варвары, погрязнувшие в грубом материализме,— мигом поднялись в моих глазах. Не
плох тот народ, который при всех общественных неурядицах и под страшным
гнетом... сумел не заснуть, как западный paysan или Bauer, или как польский chlop,—
а напротив того, думал и думал о высших вопросах, могущих занимать ум
человеческий — о правде и неправде, о Христе и об Антихристе, о вечности, о душе,
о спасении, короче — о тех мировых вопросах, над которыми бились и бьются
лучшие умы человечества... Раскольничество делает честь русскому народу,
доказывая, что он не спит, что каждая умная мужицкая голова сама хочет проверить
догматы веры, сама промышляет об истине — что русский человек правды ищет, а
какую найдет, по той и пойдет, не пугаясь ни костра, ни пещеры с заваленным
выходом, ни оскопления, ни даже человеческих жертв и людоедства..."90
Кельсиев весь отдался изучению раскола и желанию ему помочь. Ему
казалось, что он наконец нашел большую силу, которая при небольшой помощи, при
незначительном толчке сможет повернуть весь ход русской истории. "Грубо-
наивный социализм в евангельской ризе"91— так представлялись Кельсиеву де-
85 Мельников П.И. С. 23; Пругавин A.C. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. М.,
1908 С 33
86 МВД. Обзор. С. 123, 124; МВД. Собрание. С. 368.
87 Герцен А.И. Былое и думы. Т. 1. Гл. 27 ("Новгород"). С. 377—380.
88 Там же. С. 42.
89 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 285.
90 Там же. С. 285.
91 Герцен А.И. Былое и думы. Т. 3. С. 120.
500