Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/500]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Кельеиев
тя называл Кельсиева. «Посмотрите,— сказал он,— может быть, что и найдется
извлечь из них для "Колокола"» и передал новичку-эмигранту большой пакет77.
Герцен не случайно заинтересовался старообрядчеством. В самом начале
этого же 1859 г., когда Кельсиев приехал в Англию, профессор Казанской
Духовной Академии А.П. Щапов издал первую из своих замечательных книг о
расколе. В ней талантливый молодой историк впервые проводил мысль, что раскол
возник на почве не только религиозной, но и на политической, социальной. В
расколе Щапов видел прежде всего "отрицание реформ Петра Великого,
восстание против иноземных (со времени петровских реформ) начал русской жизни,
вопль против империи и правительства, смелый протест... против податей,
крепостного права... начальства...". Короче, по мнению Щапова, раскол был
движением масс против абсолютизма и космополитизма империи, только принявшим
религиозную форму. Помимо книги Щапова в конце 1850-х гг. появилось
немало и других книг, статей и материалов по расколу. Старый знакомый Кельсиева
по Петербургу Д.Е. Кожанчиков опубликовал78 "Житие Аввакума", "Историю о
вере и Челобитную о стрельцах" Саввы Романова и другие произведения
старообрядческой мысли.
Но главное, сам рост старообрядчества в середине XIX столетия, когда, по
мнению авторитетного источника, число их возросло до 12 миллионов, то есть
составило от четверти до трети всего великорусского населения страны, доказывал
жизненность этого движения79. А успех в борьбе с гонениями Николая I и
воссоздание старообрядческого епископата в 1840-х гг. доказывали его силу.
Николай I, как мы уже говорили, всеми силами старался раздавить
старообрядчество, которое тоже считал "явлением не церковно-обрядовым.., а
политическим и антигосударственным"80. В этом отношении он вполне придерживался
мнения московского митрополита Филарета, который в своих записках
правительству отмечал, что "раскольники сформировались в довольно особую в
государстве сферу, в которой господствует над иерархическим демократическое начало"81.
Эта точка зрения и испуг правительства перед ростом раскола и
восстановлением епископата еще более усилили гонения на раскол. Старообрядческие
монастыри были разогнаны, школы распущены, деятельность общин
радикально ограничена. В начале 1850-х гг. были закрыты самые большие
старообрядческие центры82: на Выге, Преображенская и Рогожская общины в Москве, Волков-
ская община в Петербурге и многие другие в провинции83. В 1854 г. многие из
старообрядческих вождей Москвы, как, например, Гучков, Стрелков, Кузьмин и
другие, были арестованы и высланы в провинцию84. Во время русской оккупации
77 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 284-285; Герцен A.M. Былое и думы. Т. 3. С. 120.
78 Кельсиев В.И. Письмо к Д.В. Аверкиеву // Русская старина. 1882. Т. 35. № 9. С. 634-637.
"Липранди И.П. Краткое обозрение... С. 15, 23-25, 58 <здесь, по состоянию на 1853 г., Липран-
ди оценивает суммарную численность старообрядцев в 9 миллионов; в 1855 г. он пишет уже о 10
миллионах. См.: Липранди И.П. Обозрение русских расколов, ересей и сект// ЧОИДР. 1870. Кн. 2. С. 115>.
80 Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 г. по 1881 год. СПб., 1903.
С. 83. (Далее—МВД. Обзор.).
81 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. III. С. 254.
82 Извлечения из распоряжений по делам о раскольниках при императорах Николае и
Александре II, пополненные запискою Мельникова. Лейпциг, 1882. С. 13.
83 Собрание правительственных постановлений по части раскола. Том первый. Постановления
Министерства внутренних дел. Вып. 2. Лондон, 1863. С. 363,414,419,428. (Далее—МВД. Собрание).
84 Преображенское кладбище и его прошлое. М., 1901. С. 56—57; Субботин Н.И. Летопись
1863 г. <сноска ошибочна, подобной работы у Субботина нет>.
32*
499