Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/499]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
в Плимуте, знакомства с англиканским духовенством и писем к Герцену,—
имели, конечно, и идеологическую подоплеку. Сын мелкого чиновника,
родившийся в 1835 г., Кельсиев получил образование в коммерческом училище. Там,
несмотря на религиозность и традиции родных, он быстро отошел от церкви и
познакомился с либеральными студентами и нелегальной литературой71. Слухи
о заговоре Петрашевского привлекли симпатии и романтическое воображение
ученика к революционерам. "Так и представлялись страшные бледные фигуры
с бородами, — а тогда бороды были запрещены еще,— с длинными волосами, в
шляпах, надвинутых на брови, в широких плащах с красной подкладкой, с
кинжалами и с ядами. Клялись они на черепах, расписывались собственной кровью,
что-то страшное делалось... Мысль не могла оторваться от них, и детский ум все
работал... Мы росли... на сочувствии к заговорам и к заговорщикам..."72
Во время Крымской войны страсть к романтике, жажда активности и
патриотическое чувство побудили Кельсиева проситься добровольцем на фронт.
Не принятый в армию, видимо, по состоянию здоровья, Кельсиев поступил в
Санкт-Петербургский университет, где быстро проявил большие
лингвистические способности. Русско-Американская компания, имея ввиду позже
использовать знания молодого ученого, дала ему стипендию для завершения
образования73. По окончании университета Кельсиев отправился на службу на Аляску во
исполнение своих обязательств перед компанией. Плавание оказалось короче,
чем он думал, и закончилось не в Ситке, а в Плимуте.
Возможность принять участие в работе эмигрантов, этих "романтических и
таинственных политических заговорщиков" и надежда, что в "этом мире свобод-
ново слова (подчеркнуто Кельсиевым — С.З.), где ему возможно удастся вычитать
и сообщить России нечто новое"74, решило судьбу Кельсиева. В течение девяти
лет он оставался за границей, принимая участие в революционном движении.
Жизнь молодого энтузиаста в Лондоне была очень тяжелой. Он жил со
своей семьей в одной из отдаленнейших частей города, в Фуламе, "населенном
матовыми, подернутыми чем-то пепельным, ирландцами и всякими исхудалыми
работниками". "Беднота была всесовершеннейшая". Вскоре умер ребенок
Кельсиева, затем родился другой75. На жизнь Кельсиев зарабатывал грошовыми
уроками и переводом Библии с древнееврейского на русский, корректурой Нового
Завета и "Осьмикнижия" для Библейского общества. Отсутствие политической
подготовки и навыков журналистской работы вначале мешало ему заняться
писанием в "Колоколе", но случайный разговор в конце концов привел Кельсиева
к политическому и писательскому сотрудничеству с Герценом и Огаревым.
Вскоре после переезда Кельсиева в Лондон Герцен, разбирая материалы,
полученные из России, наткнулся на ряд документов о расколе. Документы были
пересланы из Петербурга какими-то чиновниками МВД, которые полагали, что
данные о преследовании старообрядцев могут пригодиться лондонскому главе
эмиграции76. Для их разбора он обратился к "богослову", как Герцен обычно шу-
71 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 272; Кельсиев В. И. Пережитое и передуманное. С. 275, 298.
72 Кельсиев В.И. Пережитое и передуманное. С. 265, 266, 268.
73 Кельсиев В. И. Исповедь С. 256.
74 Кельсиев В.И. Пережитое и передуманное. С. 311.
75 Герцен Л.И. Былое и думы. Т. 3. С. 118-119.
76 Там же. С. 120.
498