Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/490]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
/. Открытие раскола
ная против австрийского и русского императоров и уснащенная
"выразительными русскими выражениями", не могла не привлечь внимания участников съезда.
Когда же пражские бюргеры начали строить баррикады, чтобы оказать
сопротивление габсбургским войскам, то Алимпий оказался даже одним из наиболее
рьяных организаторов сопротивления33.
Бакунин еще и через пятнадцать лет, бежав из Сибири в Америку и затем в
Англию, вспоминал Алимпия как бойца за народное правое дело34. Вскоре после
Пражского съезда увлечение Бакунина старообрядцами как революционной
силой сказалось в его работе "Русские дела", вышедшей отдельной брошюрой в
июле 1849 г. "Русский народ, пашущий землю или занятый в промыслах,
крепостной, так называемый черный народ расколот более чем на 200 сект, которые все
носят политический характер и все сходятся на отрицании существующего
порядка вещей и на признании царской власти властью Антихриста. Эти секты, из
коих некоторые являются даже коммунистическими с общностью имущества и
жен, распространены по всей империи вплоть до Урала, и сильно преследуются,
но от этого становятся еще более фанатичными... Первым крупным протестом
сельского населения против угнетателей было в 1773—1775 году восстание
простого казака Пугачева, который под маскою Петра III трижды собирал
пятидесятитысячное войско, взял Казань и продвинулся от Урала до Тамбова. Сектанты
составляли его главную силу..."35
Развитие же оппозиционных настроений среди раскольников, в свою очередь,
вело их к установлению контактов с интеллигентами. Молодые старообрядцы во
главе с И.И. Шибаевым, вл. Пафнутием, А. Боголеповым говаривали, что
Николаю I повезло, что революция 1848 г. не распространилась на Россию, так как "мы
все тогда поднялись бы как один человек". Они были готовы бороться за право
создания религиозных общин, своей школы и свободу церковной службы36. В
1856 г., когда рогожские старшины должны были приносить присягу
Александру II, произошли даже задержки и трения в связи с нежеланием старообрядцев
давать присягу православным священникам37. Даже такой осторожный человек,
как миллионщик, промышленник и книгоиздатель К.Т. Солдатенков, начал
налаживать связи с либеральной интеллигенцией и в 1856 г. опубликовал первые
сборники стихов Н.П. Огарева и H.A. Некрасова. Рост оппозиционных
настроений среди старообрядцев не ограничивался Москвой, и один из вождей
нижневолжского старообрядчества, крупный дубовский купец П.Ф. Макаров говорил
о 1848 г. в тех же выражениях, что и "шибаевцы" в Москве: "Если бы у нас
открылось то же, что и на Западе, я бы первый поднял меч на дворян и попов"38.
Агентурные сведения сообщали, что после отнятия у старообрядцев Иргиза их недо-
33 Драгоманов М.М. А. Бакунин. СПб., 1906. С. 58, 80; Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25,
123.
34 Кельсиев В.И. Исповедь//ЛН. Т. 41—42. С. 306 <; Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25,123>.
35 Бакунин М.А. "Русские дела" (Картина современного положения) // Бакунин М.А. Собрание
сочинений и писем. М., 1935. Т. 3. С. 405-406.
36 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 320.
37 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. IV. С. 269—284; см. также
касающееся молокан <не старообрядческой секты> аналогичное по содержанию "отношение"
Военного министерства от 16 июня 1850 г. "О воспрещении определять Малакан на службу в Отдельный
Кавказский корпус и о неименовании их Малаканами" // Собрание постановлений по части раскола.
Второе издание, испр. и дополн. СПб., 1875. С. 433—434.
38 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888. С. 432.
489