Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/49]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ПРЕДИСЛОВИЕ
В прошлом году в связи с пятидесятилетием Февральской и Октябрьской
революций совсем незаметно прошла другая, но тоже очень значительная годовщина в
русской истории — трехсотлетие раскола в русской церкви. Мало кто вспомнил,
что три века тому назад, 13 мая 1667 года, собор русских и восточных епископов
наложил клятвы1 на тех православных русских людей, которые продолжали и
хотели продолжать пользоваться старорусскими, дониконовскими
богослужебными книгами, креститься древневизантийским и древнерусским двуперстным
крестным знамением и остаться верными старорусской церковной традиции.
На самом соборе 1667 года только четыре человека, в том числе и "протопоп-
богатырь" Аввакум, решительно отказались принять постановления этого сонма
иерархов. Тем не менее вслед за ними очень скоро все большее и большее число
русских людей стало высказываться против постановлений этих ретивых и
неосторожных в своих решениях русских и ближневосточных, по преимуществу
греческих, владык, проявлять свою верность древнерусскому церковному преданию и
отказываться от подчинения совсем еще недавно общей для всей Руси
матери-церкви. Таким образом, в течение немногих десятилетий развилось мощное движение
старообрядцев, самое значительное религиозное движение в истории русского
народа, которое, не покорившись воле епископата и государства, стоящего за
этими иерархами, на века оторвалось от церкви, бывшей тогда еще патриаршей, и
образовало свои особые, отдельные, независимые общины. Русское
старообрядчество пережило немало фаз значительного развития и заметного спада движения,
раскололось на множество толков, все же объединенных любовью к прошлому
русской церкви и русскому древнему обряду, и, несмотря на гонения, сыграло
большую роль в духовном и общественном развитии русского народа.
Казалось, что триста лет, прошедших со времени церковной смуты,
развившейся при царе Алексее Михайловиче, были достаточным сроком для изучения
и выяснения причин трагического раскола в русском православии, который
тяжело отразился на судьбах России и немало помог созданию тех условий, которые
полвека тому назад привели царскую Россию к крушению. Но, к сожалению, до
сих пор корни старообрядчества и причины русского церковного раскола XVII
века все еще не полностью вскрыты в исторической литературе и остаются далеко
не ясными. Несмотря на то что за последние сто лет было опубликовано немало
1 Эти клятвы были сняты со старообрядцев только 23/10 апреля 1929 года решением Временного
Патриаршего Священного Синода русской церкви. См.: Церковный Вестник Западно-Европейской
Епархии. 1929. № 6.
48