Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/483]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
тив священства вообще, но только против приема беглых священников из
никонианской церкви. Конечно, и белокриницкая иерархия была тоже не
древнерусского, а греческого происхождения, но принятие ее обещало уже не
обслуживание отдельных приходов случайными священниками из господствующей русской
церкви, а воссоздание всего церковного аппарата. Встречи и беседы с иноком
Павлом и рассуждения белокриницкого вождя о необходимости восстановления
священства и епископства склонили давнего федосеевца к переходу в
поповщину и воссоединению с Белокриницким центром. В начале февраля 1852 г. Шутов
перешел в белокриницкий монастырь и вскоре завоевал уважение Павла и всей
братии305. Карьера его была очень быстрой. Бывший казначей Преображенского
кладбища был опытным, начитанным и умным человеком. Он пользовался
уважением среди всех московских старообрядцев, был прекрасно знаком со всеми
старообрядческими вождями России, находился в курсе взаимоотношений
старообрядцев и полиции. Воссоединение столь значительного беспоповца с бело-
криницкой иерархией обещало сближение обоих толков. Неудивительно, что
Павел, Кирилл и Онуфрий вскоре решили поставить его в епископы.
Новый кандидат был настолько подходящим по своему общественному
положению в старообрядчестве, что белокриницкий центр решил поставить его во
главе всей старообрядческой иерархии России. Но, конечно, он оставался при этом
в подчинении Белокриницкой митрополии: при режиме Николая I устроить
главный центр всего старообрядчества в самой России было невозможно. И
белокриницкий митрополит, и Антоний отчетливо понимали, что новому
всероссийскому старообрядческому иерарху придется действовать в подполье и беспрерывно
подвергаться опасности ареста. По этой причине было решено поставить Антония
(такое имя Шутов получил при иноческом пострижении) в архиепископа
Владимирского: время для создания старообрядческой патриархии или митрополии в
Москве еще не наступило. Тем не менее титул владимирского архиепископа был
чисто номинальным, так как резиденцией Антония была назначена Москва.
"Владимирский архиепископ подведомственно себе иметь должен все единоверные
епархии ныне существующие и впредь еще учредиться могущие во всей Российской
державе, даже в Персии и Сибири", — так определяла статус нового
архиепископа уставная грамота, данная Антонию белокриницким монастырем306.
Антоний был поставлен в епископы 3 февраля 1853 г. и на следующий день,
4 февраля, отбыл в Москву. При отправлении нового вождя старообрядчества на
родину инок Павел со свойственным ему остроумием сделал характерную запись
в дневнике: "Отправлен к больным, в карантине сидящим"307.
В Москве Шутов, ныне уже архиепископ Антоний, сразу же явился на
Рогожское кладбище, которое по своему значению должно было стать центром
старообрядческой иерархии и управления. Попечители кладбища сразу же признали его
главенство, и у них, главным образом у купца Ф.Я. Свешникова, Антоний
обычно останавливался во время своего пребывания в Москве. На самом Рогожском
кладбище жить было небезопасно: встревоженный ростом старообрядческих сил
император Николай I с каждым днем усиливал и гонения и сыск308.
305 Сочинения архимандрита Павла Прусского. М., 1888. Т. III. С. 473.
306 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...
С. 351.
307 Там же. С. 353, прим. 129.
308 Там же. С. 420.