Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/478]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
совершенно изолирован от старообрядцев277, фактически боснийский
митрополит уже не интересовал ни раскольников, ни австрийцев. "Мавр сделал свое
дело, мавр может удалиться",— могли сказать и те и другие. Старообрядческая
иерархия была создана, и два новых раскольничьих епископа, Кирилл и Аркадий,
могли обеспечивать ее дальнейшее существование и в отсутствие Амвросия.
Тем временем в жизни Австрийской империи происходили большие
перемены, отразившиеся и на белокриницком монастыре. Ураган революционного
брожения, заставивший Луи Филиппа отречься 24 февраля от французской короны,
быстро распространился и на Австрию, 13 марта приведя к отставке Меттерниха. В тот
самый день, 15 марта, когда комиссия опечатывала белокриницкий монастырь,
император Фердинанд издал манифест с обещанием конституции, а Венгерская
палата депутатов провозгласила свою собственную. Вместо Меттерниха к власти в
Австрии пришел давний, еще с 1844 г. друг старообрядцев граф Франц Карл Коло-
врат. Благодаря как его либерализму, так и всеобщей растерянности перед быстро
развивающимися революционными событиями белокриницкий монастырь снова
вернулся к жизни. Хотя министр внутренних дел Довгоф (Dovhof) и выслал 14 (26)
июня Амвросия в Цилли, австрийские власти и не вздумали протестовать, а
спокойно приняли к сведению то, что 29 августа того же 1848 г. преемник Амвросия
поставил себе в помощники нового епископа (с титулом браиловского) Онуфрия278.
Заслуживает интереса такой эпизод первого периода австрийской революции
1848—1849 гг., как выступление на Пражском Всеславянском съезде инока Алим-
пия, друга и сотрудника Павла. Хотя события 1848 г. в значительной степени
спасли старообрядцев Белой Криницы от полного разгрома, сердце Павла было
не на стороне революционеров. " 1 марта открылась в столичном граде Вене
ужасная и даже от веков небывалая революция... Теперь у нас архиереев и попов
сколько угодно себе поставляй. Книги какие угодно себе печатай публично и
безвозбранно". Но, добавляет Павел, не радует его "открытая в здешних странах
многими ублажаемая такая великая свобода и вольность понеже превосходит
меры... а безмерная воля доводит людей до неволи... Но я хощу открыть вам ужасное
ожидание о великой конституции: ...если услышите "Конституция", бойтесь яко
некоего кровожадного губителя, являющегося к вам под видом миротворите-
ля... нужно посмотреть на его вольность с другой точки зрения, то есть не с
начинания, но самого совершения цели..."279.
Когда Амвросия вызвали из Белой Криницы в Вену, инок Алимпий (Мило-
радов) выехал вместе с ним. Узнав о созыве в Праге панславянского съезда,
Амвросий предложил Алимпию поехать туда в качестве представителя
старообрядческих селений Буковины. Алимпий, прибывший в Прагу 3 мая, и приехавший из
Бреслау М.А. Бакунин оказались на съезде двумя единственными делегатами
России280. Хотя съезд состоял почти исключительно из славян Австро-венгерской
империи, делегаты встретили обоих с энтузиазмом и зачислили их в
польско-русинскую (polsko-rusinski) секцию, причем Алимпий числился как Ζ Galicyi Rossi-
janin ("С Галиции россиянин")281. Оба выступили с речами, причем Алимпий Ми-
277 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25.
278 Субботин Н.И. История так называемого австрийского или Белокриницкого священства...
С.186.
279 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. 125.
280 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 24.
281 Драгоманов Μ. Μ.Α. Бакунин. СПб., 1906. С. 58.
477