Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/47]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ный брак. Вся Земля, весь род человеческий, за исключением их собственной
общины, станут жертвами торжествующего Антихриста.
После Собора 1666—1667 годов настал период колебаний и совместных
выступлений бывших "ревнителей благочестия" и бывших "лесных старцев"
против церковной иерархии. Их общий отпор реформам Никона на время
смешал картину и скрыл ясную границу, разделявшую эти движения. Но как только
"радикал-пессимисты" начали проповедовать не только умерщвление плоти, но
и полный отказ от жизни и греховного тела, самосожжение в добровольных
auto da fé, вопиющее различие между двумя учениями стало очевидным, и они
распались на два и богословски и психологически различных религиозных
течения. Одно, сохранившее идеалы и цели "ревнителей благочестия" 1630-х,
объединило тех, кто остались оптимистами, в подавляющем большинстве
сохраняющими традиционное или, по выражению Джорджа Г. Уильямса*,
"утверждающее" (magisterial) понимание необходимости и оправданности существования
социальных и церковных институтов. Эти старообрядцы, именуемые поповцами,
сохранили преданность всей полноте православной догматики, включая
полноценный институт священства, епископскую иерархию и все церковные
таинства, отказываясь лишь повиноваться управлению "отпавшей" господствующей
церкви. Другое объединило пессимистов или, пользуясь термином того же
Уильямса, "радикалов"— старообрядцев-беспоповцев, напротив, прямо приняло
новый и крайне неортодоксальный догмат о конечной и полной победе
Антихриста над Церковью, человечеством и даже надо всем земным миром. Согласно
этому учению, после "последнего предательства" господствующей церкви и всех ее
епископов эта иерархия и ее священство лишились всякой Божьей благодати, и
потому более невозможно и недействительно ни одно из тех таинств, которые по
канонам мог совершать только священник. Среди последних — причащение и брак,
поэтому обязательное безбрачие фактически стало едва ли не догматом для всех
беспоповских течений.
Во многих отношениях апокалиптическое учение русских беспоповцев
имело много общего с западноевропейским сектантским радикализмом. В Средние
века дуалистические еретические движения богомилов и катаров основывались
на во многом схожих эсхатологических представлениях. На протяжении всей
протестантской Реформации анабаптисты точно так же, как и последователи
Капитона, отвергали иерархическую структуру Церкви, институт священства и
большинство таинств, столь же отрицательно относились к социальным
институтам и особенно к государству. Позднее, в XVIII и начале XIX века,
радикальный американский пиетизм, во многом следовавший мистическим идеям
немецкого богослова Якоба Бёме, так же были проповедовал прежде всего милленаризм,
безбрачие и харизматическое руководство лидеров.
Русский раскол XVII века развивался как чисто религиозное движение,
нацеленное на удовлетворение духовных потребностей верующих. Однако его
интенсивность привела к конфликту между церковной властью и государством, и
в течение нескольких десятилетий, последовавших за Собором 1666— 1667 годов,
к нему примкнули недовольные из числа крестьян, купечества и простых горо-
' George H. Williams. Spiritual and Anabaptist Writers. Philadelphia, 1967; Он же. Radical Reformation.
Philadelphia, 1962.
46