Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/468]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
ние"212. Один из епископов сразу отказался, даже "в тот же миг отряхнул свои
руки"; другой, некий Амвросий, бывший митрополит Боснии, согласился начать
переговоры.
Амвросий был уроженцем румелийского городка Эноса, где родился в 1791
г., в старинной то ли греческой, то ли славяно-греческой священнической семье,
и был представителем уже 23-го поколения этой "священнической династии"213.
В 1811 г. он стал священником, а через три года, после смерти жены, постригся
в монахи. Благочестивый, ревностный духовник и доброй души человек,
Амвросий сделал хорошую карьеру и после служения при патриаршем соборе в
Константинополе был в 1835 г. назначен боснийским митрополитом. В Боснии он
быстро заслужил уважение всего народа. "Этот владыка был святой человек,—
сообщает боснийская летопись,— он был родом болгарин, вовсе не был
сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было спокойно, чтобы народ не
терпел неправды"214. Но после того, как он в 1840 г. проявил свое сочувствие
восстанию босняков против турок, Амвросий стал для местной оттоманской
администрации персоной нон грата. Губернатор Боснии визир Хозрев паша
уговорил местных купцов-богачей, часть которых, как и вообще большинство
богатых босняков, были мусульманами, послать на митрополита донос, и в том же
1840 г. он был смещен патриархом215. Когда Павел и Алимпий встречались с
ним, он уже четыре года жил в Константинополе в бедственном положении без
места и без надежд на место.
При первом разговоре с Павлом и Алимпием Амвросий отказался от
предложения стать главой старообрядческой церкви. Позже, после дальнейших бесед,
узнав, что ни догматикой, ни обрядом они не отличаются от греческой церкви и
отделились от русской церкви лишь из-за не столько религиозных, сколько
культурно-идеологических разногласий, Амвросий заинтересовался предложением.
Он навел справки, расспросил старообрядческих представителей и убедился, что
двуперстное знамение и некоторые детали в службе, отличавшие старообрядцев
от господствующей русской церкви, раньше были присущи всему
православному Востоку. Единственное, на что ему трудно было решиться, это самовольный
выход из юрисдикции Вселенского патриарха. Просить же патриарха об
отпуске или официальном увольнении Амвросий ввиду секретности дела не мог.
Если бы переговоры раскрылись, русское правительство, несомненно, не только бы
надавило на патриарха, но и потребовало от турок высылки
иноков-раскольников. После долгих колебаний Амвросий согласился на предложение. Павел и
Алимпий гарантировали Амвросию (у которого после смерти жены оставался
сын с семьей) 500 червонцев "австрийского золота" в год, что было для него
колоссальной суммой.
Отъезд Амвросия из Константинополя напоминает страницы из
детективного романа или повести о шпионах. Боязнь вмешательства русского посла
заставила Павла, Чайковского, Гончара и самого Амвросия покрыть отъезд
глубочайшей тайной. Митрополит уезжал с паспортом некрасовского казака и в
казачьем одеянии. Поляки провели его на пристань и оттуда на лодке достави-
212 Переписка раскольнических деятелей. Вып. 1. С. 67.
2,3 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 363.
214 Скендерова С. Летопись Боснии // Записки Императорского Русского Географического
Общества. 1859. Т. 13. С. 587.
215 Там же. С. 593.
зо*
467