Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/461]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
Громов послал к иноку Павлу в Лаврентьевский монастырь своего верного
человека с деньгами (250 червонцев) и с объяснениями, как действовать и чего
именно хотят промышленные магнаты. Павел, несомненно, уже знал о
решениях Московского собора 1832 г., о разговорах Громова с Бенкендорфом и о
критическом положении поповского старообрядчества. Для начала он взял себе в
помощники и спутники инока Серковского монастыря в Бессарабии Геронтия
(1803—1868), который уже с 14-летнего возраста целиком посвятил себя Богу.
Они познакомились в 1830 г. в Петербурге, во время одной из регулярных поездок
Геронтия для сбора средств и поддержания связей между старообрядцами.
Сначала оба старообрядца отправились на богомолье в Пахомиев
(Средне-Никольский) монастырь на Иргиз, потом в Свецковский и в Покровский
монастыри на Стародубье. Прежде чем отправиться в свою трудную миссию, Петр Вели-
кодворский принял 1 марта 1836 г. иноческий постриг в Покровском монастыре
и стал братом Павлом. "И того же числа, никому кроме духовного своего отца Епи-
фания неведомо, пустились в предлежащий свой путь" 17°.
"Это была действительно примечательная двоица, связанная редким
единодушием": Геронтий был старше и опытнее житейски, "Павел же, в свою очередь,
никогда не покидавшей его энергией, горячей верой в свое высшее
предназначение и в успех предприятия, мог возбуждать и поддерживать в своем сотруднике
постоянную бодрость духа и готовность на подвиги" т.
Павел решил сначала поискать епископа "древлего благочестия" на
Востоке, в Персии или Месопотамии. Но в Тифлисе странный наряд
старообрядческих монахов, путешествовавших в своих округлых клобуках и манатейках,
обратил на себя внимание полиции. Главнокомандующий на Кавказе барон Розен
лично опросил странных пилигримов и в январе 1837 г. выслал их обратно в
Россию. В 1838 г. Павел приехал к Громову, который убедил молодого инока
разыскать Геронтия в Бессарабии и немедленно отправиться за границу, для начала на
Буковину, для "отыскания архиерея". Громов дал нужные средства и, вероятно,
более точные инструкции о том, как довести это дело успеха.
Ранней весной 1838 г. оба инока выехали из Бессарабии, а в Подолии свой же
человек — старообрядец — перевел их в Австрию. Тайные переходы были у
старообрядцев организованы хорошо.
Белая Криница и ее монастырь не были главной и конечной целью
странствований Павла и Геронтия. Зная об этой старинной старообрядческой колонии на
Буковине, они отправлялись туда прежде всего затем, чтобы добыть паспорта для
дальнейшего путешествия "в целой свет, куда толка надабность позавет" т. Они
ушли из России и перешли границу нелегально и никаких бумаг для дальнейшего
путешествия не имели. Паспортов в Белой Кринице иноки не достали, но прожив там
осень и зиму 1839—1840 гг., пришли к мысли, что лучшего места для создания
старообрядческого центра не найти. Многонациональная и
многоконфессиональная Австрия, несомненно, больше подходила для создания такого центра, чем
любая другая страна Европы. На самой Буковине мирно и дружно уживались
православные, католики и протестанты; молдаване, русские, украинцы, немцы и
поляки. Шестидесятилетний опыт старообрядческой иммиграции в Австрию
показывал, что австрийская администрация и бюрократия доброжелательны и тер-
170 Геронтий. Жизнеописание Павла // Там же. С. 107.
171 Там же. С. 107-108.
172 Показания Геронтия см.: Липранди И.П. Геронтий Левонов... С. 147.
460