Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/45]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
оказался высокомерный и властолюбивый Никон, архиепископ Новгородский.
Теоретически взгляды Никона на роль Церкви в жизни народа немногим
отличались от точки зрения боголюбцев. Как и они, Никон хотел усилить Церковь и
укрепить ее роль в стране; как и они, был сторонником русской теократической
утопии; как и они, одобрял повсеместное распространение церковного
благочестия. Но, в отличие от боголюбцев, ставивших целью органичное духовное
возрождение России, в которое были бы вовлечены все слои духовенства и
общества, Никон сосредоточился на усилении русского патриаршества, чтобы сделать
его способным возглавлять православие как в России, так и всех
восточно-христианском мире. Он стремился проводить реформу автократически, с позиции
растущей силы патриаршего престола. Взгляды Никона во многих отношениях
были близки взглядам папы Иннокентия III, считавшего авторитет папы высшим
и беспрекословным, и в своих посланиях Никон часто использовал аргументы
Иннокентия для защиты своего патриаршего авторитаризма. Никон также явно
надеялся, что Россия освободит весь православный христианский мир и от
поляков, и от турок, и тогда он как глава Русской церкви станет вселенским вождем
всего православия. С другой стороны, вполне сопоставимы реформаторские
программы протопопов и "неистового доктора" францисканца Уильяма Оккама или
Марсилия Падуанского, который уже в XIV столетии учил, что не один папа с
епископами, но только целокупная Церковь, как собор всех "истинно верующих",
обладает высшим авторитетом во всех церковных делах.
Первое столкновение между протопопами-реформаторами и патриархом
Никоном возникло, впрочем, не из спора о полномочиях, а на чисто
литургической, обрядовой почве. Видя некоторое различие между русскими и
современными им греческими обрядами и богослужебными текстами, патриарх, не созывая
церковного Собора и не посоветовавшись ни с одной из русских церковных
инстанций, приказал привести русские обряды и книги в соответствие греческим.
Поскольку исследований по истории литургических текстов в то время почти не
существовало, никто не мог объяснить ему, что эти различия отнюдь не были
результатом вольных или невольных ошибок русских переписчиков, а возникли из-
за изменений, привнесенных греками в свои книги на протяжении
предшествующих столетий. Тем самым русские тексты и обряды были на деле гораздо ближе
кранневизантийским, чем современные им греческие.
Протопопы-реформаторы, глубоко преданные литургическим традициям, не только отказались
поддержать никоновские манипуляции с богослужебными книгами и обрядами, но
немедленно объявили его опаснейшим обновленцем, чьим проектам необходимо
поставить твердую преграду. Более того, протопопы выразили свое открытое
недовольство деспотизмом Никона и его жестоким обращением с клиром. Никон
в ответ прибегнул к строгим дисциплинарным мерам. Его врагов снимали с их
кафедр и приходов, расстригали, отправляли в тюрьму или ссылку, а то и просто
физически уничтожали. Именно так, терроризируя оставшихся епископов,
пользуясь ложными слухами, подтасовывая информацию и фальсифицируя решения
церковных соборов, Никон осуществлял свою "справу" церковных книг и
обрядов. И хотя еще через несколько лет царь рассорился с Никоном и изгнал его с
патриаршего престола, сам государь, его окружение и церковные иерархи
продолжали твердо следовать всем нововведениям. На ближайшем же церковном
Соборе в Москве в 1666—1667 годах (в котором, помимо русского духовенства, при-
44