Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/447]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
ских войск, ушел на Кубань и принял покровительство турецкого султана. "Не-
красовцы", как их стали называть после, переселились в Турцию и образовали там
первое значительное старообрядческое поселение84.
Волнения и уход некрасовцев в Турцию несколько ослабили силу
старообрядцев на Дону. Зато в царствование Анны Иоанновны гребенские (терские) казаки,
напротив, окончательно перешли в старую веру. Причиной этому послужило
решение правительства ввести на Тереке новый порядок. До 1738 г. терские
священники служили по-старому, хотя и поставлялись господствовавшей церковью.
Когда же при Анне Иоанновне правительство захотело дать им священников нового
обряда, то казаки наотрез отказались от этого и стали принимать перешедших в
раскол беглых попов.
Определить даже приблизительно, какой процент 13-миллионного населения
петровской России85 твердо стоял на стороне старой веры, невозможно. Можно
лишь предполагать, что не менее половины населения земель к северу и востоку
от Волги ушло в раскол и не подчинялось официальной церкви. В центре страны,
где правительственный контроль был сильнее и где крепостное право давно
уничтожило традиции независимого мышления и свободы, старообрядцы держались
в городах вроде Калуги и отдельными островами в некоторых имениях Пензенской
губернии86. Постоянные экспедиции миссионеров на север, в Новгород, Торжок,
Владимир, Тверь, Урал, Нижний Новгород и даже украинские города, как Киев,
Чернигов, Стародуб, где жили старообрядцы, свидетельствуют о широком
распространении раскола87. Наконец, казачьи области Дона, Нижнего Урала и Терека
почти исключительно состояли из приверженцев старой веры.
Насилие администрации и церковных миссионеров88 при проповеди нового
обряда и собирании штрафов отталкивало народ от церкви, и число
старообрядцев увеличивалось, а не уменьшалось.
Сведения о массовой эмиграции старообрядцев встречаются вплоть до
времени Екатерины II. "Зело много бегут за кордон, до панов Халецкого, Красаль-
ского и других", (то есть на Ветку)—пишут в Петербург миссионеры в 1721 г.89 На
Севере старообрядцы сначала уходили в шведские пределы, преимущественно
в Прибалтику90. После Шведской войны их приток туда, особенно в Курляндию,
не ослабевал. Община в Риге беспоповцев насчитывала в 1724 г. 500 взрослых
мужчин91.
В течение второй четверти XVIII века "из одной только Смоленской
губернии было беглых в Польше 50 000 душ обоего пола", отмечали документы
екатерининской комиссии92. Доносы о притоке монахов из России в ветковские
монастыри показывают, что приток эмигрантов-старообрядцев в Польшу с 1690 по
84 Очерк истории старообрядцев в Добрудже // Славянский сборник. СПб., 1875. С. 605-606;
Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. 1. Лондон, 1860
(Далее—МВД. Сборник.). С. 123; Записки Михаила Чайковского (Мехмет-Садык паши) // Русская
старина. 1898. Т. 94. Май. С. 438.
85 Lorimer F. The Population of the Soviet Union: History and Prospects. Geneva, 1946. P. 203;
Милюков П.H. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1898. Ч. 1. Изд. 3. С. 24.
86 Рапп Е.К. Меры правительства против раскола. С. 107.
87 Там же. С. 101.
88 См.: <источник не указан> Т. VI. С. 4—5.
89 Синод. Акты. Т. I. Стб. 507; П.В. Т. II. С. 118 («В Полщу на Ветку в державу пана Халецкаго
множество выехало, и ще туды же збыраются, понеже тамо у ни поставлена самочинием церковь").
90 ДАИ. Т. XI. С. 220 <в указанном месте таких сведений нет>
91 Синод. Акты. Т. III. Стб. 1729.
92 Допрос Е. Пугачева в Москве в 1774-1775 гг. // Красный архив. 1935. T. LXIX-LXX. С. 225.
446