Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/440]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
1. Петр I и раскол
же тайно14. Распоряжение об уничтожении православных часовен тоже было
подсказано боязнью, что староверы будут ходить туда молиться15.
Целый ряд указов официально ограничивал гражданские права этих
легально существовавших регистрированных старообрядцев. Регламент строго
запрещал не только избирать их на общественные должности старост и бургомистров,
но и "возводить их на власти не токмо духовные, но и гражданские" даже на
самые низшие должности, чтобы не укреплять "лютых неприятелей и государству
и государю"16. Все дела по расколу считались уголовными, и сами раскольники
не допускались в суд в качестве свидетелей17. Им было запрещено венчаться с
православными18. Особое предписанное законом платье, бросающееся в глаза и
безобразное по покрою, отличало их от православных19.
Но и соблюдение всех этих предписаний не освобождало раскольников от
дальнейших преследований. Сами власти нередко неохотно записывали их,
чтобы не давать им возможности легального существования. В свою очередь
старообрядцы, испуганные и разоренные преследованиями, старались избежать
регистрации и двойных платежей. В 1722 г. регистрация вообще хотя бы лишь частично
проводилась только в Московской, Псковской, Новгородской, Нижегородской
областях20. За 1716—1737 годы по всей России зарегистрировалось только 190 000
взрослых мужчин-старообрядцев21, в то время как в 1718 г. в одной
Нижегородской губернии Питирим насчитывал их около 200 00022.
Поэтому правительственные миссионеры и сыщики разыскивали по стране
незарегистрированных старообрядцев, а в 1722 г. двойным налогом были
обложены вообще все неисповедующиеся, которых стали автоматически считать за
раскольников. Для борьбы с расколом были мобилизованы духовенство,
администрация, полиция. В 1723 г. даже помещикам было предписано сотрудничать с
новосозданной по католическому образцу духовной инквизицией23. К счастью
для раскольников, борьба с ними так и не была централизована и проведена в
качестве единой повсеместно действующей системы. Нередко администрация и
духовенство не только не поддерживали антираскольнических агентов и
миссионеров, а боролись с ними, даже гнали их из своих городов и жаловались на их
действия в столицу. Документы Петровской и послепетровской эпохи полны
случаев подобного вмешательства губернаторов и воевод, заступничества
священников. Алатырский воевода князь Б.М. Мещерский выгнал местного
антираскольничьего деятеля из своего города24. Стародубские комендант Пашков и воевода
князь Трубецкой жаловались на местного миссионера25. Олонецкий комиссар
14 Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания
Российской империи. Т. I. № 45. С. 58-59 (Далее— Синод. Собрание.).
15 Синайский Л. Отношение русской церковной власти... С. 245—246; Синод. Собрание. Т. IV.
№509
16 Духовный Регламент// ПСЗ. Т. VI. С. 342.
17 Синод. Собрание. Т. II. № 453 ; Т. IV. №№ 1243, 1341.
■" Там же. С. 106-107.
19 Там же. С. 523, 844; ПСЗ. Т. VI. № 3944. С. 641 ("О взыскании особой подати с бородачей и
о ношении ими особого платья", 6 апреля 1722 г.).
20 ПСЗ. Т. VI. № 3914. С. 513 (7 марта 1722 г.— "О присылке ведомостей о небывших на
исповеди и о раскольниках").
21 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 176.
22 Первое предложение Питирима 1719 г. // Верховский П.В. Т. П. С. 116.
23 Указ 20 ноября 1723 г. // Синод. Раскол. Т. I. С. 89, 90.
24 Есипов Г.В. Раскольничьи дела... Т. II. С. 274.
25 Синод. Собрание. Т. IV. №№ 340, 1386.
439