Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/436]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
10. Преображенское кладбище
латься верой прежде всего горожан и торгово-промышленных и кустарных групп
населения. Слияние религиозных и хозяйственных обязанностей верующего
подчеркивается в этом уставе так определенно, как в никаком другом
документе эпохи. Подобно тому как безбрачие было главным обетом насельников
монастырского общежития, так и экономическая деятельность, накопление средств
для защиты веры стала не менее важной обязанностью духовно "внешнего" (не
иноческого), но по административному и личному влиянию все же очень
важного круга прихожан федосеевской общины. Действительно, изучение
социального состава федосеевских общин явно указывает на его купеческо-промышленный
и ремесленный характер.
Не довольствуясь фактической властью над федосеевскими общинами, Ковылин
и его друзья постарались добиться и санкции на нее со стороны правительства.
В конце 1808 г., 28 декабря, за подписью самого И.А. Ковылина, главных
попечителей Преображенского кладбища Ефима Грачева, Тимофея Соколова,
Алексея Никифорова, Федора Владыченского, Лаврентия Осипова и ста богатейших
московских купцов на имя императора было подано прошение333.
В этом прошении Преображенские попечители отмечали, что их община
организована и разрешена еще при Екатерине II. Далее указывалось, что за 37 лет
своего существования она развилась в большое богоугодное заведение с
многими сотнями стариков и больных. Не упоминая о существовании
многочисленных церквей, Ковылин с друзьями описывали обширные каменные постройки
больниц, богаделен, складов. Далее следовали пункты, которые они просили
утвердить:
1) назвать общину "Преображенский богадельный Дом,
в пользу старообрядцев учрежденный";
2) разрешить содержать и поддерживать этот "Дом";
3) отправлять богослужения "по древним святых отец правилам и уставам";
кладбище не подлежит ведению официальных духовных властей,
но только полицейскому контролю;
4) сохранить "Кладбище и часовню" при "Доме";
5) не ограничивать число обитателей "Дома";
6) допустить обучение сирот и других детей;
7) обеспечить выбор попечителей из числа членов общества;
8) возложить на попечителей управление делами общества;
9) возложить на попечителей управление финансами общества;
10) непосредственное руководство "Домом" находится в руках эконома
и казначея, избранных общиной;
11) средства кладбища составляются из пожертвований;
12) утвердить законным порядком уже сделанный вклад Ковылина;
13) правление уже существует и состоит из шести выборных попечителей.
333 Нильский И. О Преображенском московском кладбище (Материалы для истории русского
раскола) // Христианское чтение. 1863. № 5. С. 45—46; Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. III.
С. 76-81.
28*
435