Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/435]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
му принципу безбрачия, а монастырь, в свою очередь, расширялся до границ
всего "христианского федосеевского мира".
В своих правилах безбрачия федосеевцы шли дальше ранних постановлений
самого Феодосия, разошедшегося с Андреем Денисовым по вопросу сохранения
брака "новохристианами или прозелитами", и самого Андрея, допускавшего "в
миру" семейное сожительство, но сосредоточившего все свое внимание только
на монастырском общежитии и потому не слишком думавшего об организации
"мира". Теперь беспоповская община впервые выходила в мир,— в столицу и
старалась подчинить этот мир своим строгим правилам.
Безбрачие не было единственным условием для приема новых "верных" в фе-
досеевскую церковь. Преображенцы впервые в истории старообрядчества вводят
целый ряд пунктов, регулирующих не только религиозную и социальную, но и
экономическую жизнь330. Правда, эти правила в основном касались этических
преимущественно аспектов практической деятельности и жизни, но одновременно
ограничивали и регулировали и чисто хозяйственную активность. Пожалуй,
наиболее интересно в "Чине Оглашения" то, что пять первых его пунктов говорят
вовсе не о религиозных правилах, а о хозяйственной деятельности "верных".
"Аще кто купечеством питается, требуется распрашивати накрепко: не торгует ли
противным закону христианскому: яко то гудками и прочими игрательными
орудиями, табаком, картами, или не покупает что в ведении крадельное или
гражданским законом воспрещенное или не корчемствует ли или содержа неподоб-
ныя и распутные лица женския и от того гнусного дела пользуется... не имеет ли
каких неправедных приобретений, чуждаго имения... ибо вера христианская
злодеянию не помогает".
Следующие пункты также формулируют достойное и христианское
отношение к экономической деятельности ремесленников, крестьян, слуг. "Вера
христианская по обете и по крещении, не терпит никаковаго примеса, и не приемлет
никакого человеческого оправдания..."331 Такое обращение к прозелитам в самом
начале "Чина Оглашения" явно имело двойной смысл: во-первых, оно
указывает на то, что основная масса федосеевцев состояла из предпринимателей и
рабочего деятельного люда и, принимая их, церковь требовала соблюдения в
торговых отношениях тех же стандартов морали, которые требовались и в отношениях
друг с другом и с общиной. Во-вторых, община не хотела впускать в свою среду
морально сомнительные элементы или лиц, способных ее скомпрометировать.
Наконец, руководители общины, несомненно, верили, что самая полезная для
укрепления и роста общины деловая жизнь не может быть здоровой и успешной,
если протекает в морально подозрительной обстановке. Само Введение в "Чин
Оглашения" начинается с фразы: "Святый Апостол Павел в правиле первом
повелевает испытати житие и нрав: сиречь свободный или раб, торгующий ли или
паки земледелец, и кое либо орудие имеет и прочие"332.
Этот устав экономической этики и упоминание о хозяйственной функции
прозелитов в первой же фразе "Чина Оглашения" очень характерны для всего
старообрядчества первой половины XIX и конца XVIII века, когда раскол стал де-
330 Параграфы 12 и 13 "Чина Оглашения" запрещали всякое общение "ни в молитве, ни в яс-
тии, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви, ни в мире" с иноверными и отлученными (Сборник для
истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. С. 92).
331 Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. С. 84, 86.
332 Там же. С. 83.
434