Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/433]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
графа Григория Орлова. Во время аудиенции, пав на колени, он обратился с
просьбой: "Матушка государыня, рад твоему величеству стараться, дозволь
только нам староверам построить себе молельню"317. Молчание императрицы было
истолковано хитрым купцом как разрешение, и он вместе с Ковылиным
немедленно принялся за сооружение храма. Еще через несколько лет организационной
работы Преображенское кладбище превратилось в самую сильную и влиятельную
частную организацию в России, руководившую жизнью своих одноверцев по
всей стране.
Данные правительственной статистики, указывавшие на то, что в 1720 г. в
Москве и уезде было всего около 5700 старообрядцев, конечно нельзя принимать
за соответствующие действительности. Уже наличие в это же время в одной
только Москве 300 "записных" богатых купцов-раскольников указывает на то, что
староверческие общины явно были гораздо более многочисленными и сильными. Они
постоянно поддерживали связь с другими раскольниками, укрывавшимися от глаз
начальства на периферии страны, и такие вожди раскола, как Андрей Денисов и
его сподручные миссионеры, постоянно навещали столицу. Дом семьи того
самого Позуменщикова, который получил "разрешение" Екатерины на
сооружение храма на Преображенском кладбище, уже в 1720-х гг. был местом встреч
Андрея Денисова с московскими староверами, на которые сходилось по полсотни
и более беспоповских наставников318. Другие авторы, например Филиппов и
Любопытный, также свидетельствуют о связях Москвы с Севером и другими
центрами раскола в самый разгар преследований старой веры319. Указания на то, что
московские старообрядцы были организованы и имели немало видных
наставников, встречаются постоянно; только у Любопытного можно найти десятки
имен наставников и миссионеров, действовавших в Москве еще до 1771 г., в том
числе и имя многолетнего главы федосеевской общины Ильи Иванова (1691 —
1771), известного своими "нищелюбием, кротостью, незлобием" и "ревностью
своей веры"320. Но до 1771 г. активность старообрядцев была ограничена
отсутствием храмов, необходимостью соблюдать тайну богослужений, ограниченностью
средств.
Все меняется после "чумного года". Число переходивших в федосеевскую
общину, по свидетельству современника, было столько велико, что для их
перекрещивания "купели, кади и чаны расставлены были по всем сараям"321. Через
какие-нибудь 15—20 лет Преображенское кладбище делается открытым, вполне
легальным центром федосеевства, состоявшим из большого
монастыря-общежития с 1500 насельниками, прихода, в котором числилось свыше 10 000 человек и,
наконец, центрального управления многочисленными федосеевскими
общинами, разбросанными по всей России322.
Главным организатором всего Преображенского центра был Илья Ковылин
(1731—1809)323, бывший крепостной крестьянин князя Алексея Борисовича
Голицына, вскоре после 1771 г. откупившийся от своего владельца и ставший одним
Записка Н.И. Надежд и на "О заграничных раскольниках" // МВД. Сборник. Вып. 1.
Яковлев Г. С. 60-61.
Филиппов И. С. 450; Любопытный П. Исторический словарь... С. 132, 146, 153 и т.д.
Любопытный П. Исторический словарь... С. 146, 132, 137, 144-146, 157.
Журавлев A.M. Полное историческое известие... С. 32.
Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. III. С. 81.
Сборник из истории старообрядства. Издание Н.И. Попова. М., 1864. С. XXIII.
432