Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/432]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
10. Преображенское кладбище
ределим из нашего состояния"314. При карантине было организовано и
кладбище для погребения жертв эпидемии.
Поповцы тоже устроили около Рогожской ямской слободы карантин и
кладбище для своих умерших от чумы одноверцев. Документы о создании
Рогожского кладбища и карантина не сохранились, но так как первый похороненный там
поповец умер уже 11 сентября 1771 г. (дата на могиле), то можно предполагать, что
Рогожское кладбище-община было организовано или одновременно с
Преображенским, или даже на несколько дней раньше315. Тем не менее в течение первых
десятилетий федосеевская Преображенская община, развившаяся из карантина
и кладбища, была настолько многочисленнее, богаче и влиятельнее Рогожской,
что развитие московского старообрядчества конца XVIII и начала XIX века
происходит под значительно большим влиянием феодосеевцев, чем поповцев, а
само Преображенское кладбище, как обычно эту общину называли, совсем
затмевало своей славой Рогожское. Поповские центры, требовавшие официально
разрешенных храмов и богослужений, продолжали существовать вне больших
городов, в стародубских слободах, на Керженце и главное, конечно, на Иргизе.
Только отдаленный от столичного начальства Екатеринбург создал в XVIII веке
влиятельную городскую поповскую общину.
Чума дала возможность не только основать — под предлогом похорон
умерших и ухода за больными — полуофициально разрешенную федосеевскую
общину, но и явилась средством ее материального благополучия. Под руководством
Ильи Ковылина, Федора Зенкова и сестры последнего федосеевцы оказывали
помощь и давали духовное утешение сотням и тысячам больных москвичей.
Вполне естественно, что многие из получивших помощь и утешение выздоровевших
чумных больных, увидев оказанную им заботу, пожелали перейти в веру
организаторов лечебницы. С другой стороны, многие из павших жертвами чумы в
благодарность за последнее утешение и заботы оставили свое состояние для
развития больницы и дальнейшей помощи больным и несчастным. Такие случаи были
особенно часты ввиду вымирания целых семей: последний умиравший оставлял
все имущество семьи — деньги, дома, даже предприятия — в пользу лечебницы
и общины. К концу эпидемии федосеевцы уже располагали значительной и
богатой общиной, а многие из ее организаторов составили немалое личное
состояние, скупая за бесценок дома и товары, оставшиеся без присмотра после
смерти их владельцев. Наличие организации и традиционная спайка раскольников дали
как федосеевцам, так и поповцам Рогожского кладбища широкую возможность
нажить большие состояния в тот трудный для Москвы год316.
После чумы карантин и домики для чумных были превращены в постоянную
больницу и кельи для стариков и неспособных к работе старообрядцев. Рядом с
кладбищем выросли "харчевые палаты"— трапезные, большие здания для
бездомных и немощных и, конечно, общественная молельня. Инициаторами
постройки молельни и получения разрешения на нее были поставщики двора
императрицы Иван Афанасьевич Позуменщиков и Алексей Сергеевич Суконщиков,
сами фамилии которых уже указывают на их связь с текстильной и
галантерейной промышленностью. Позуменщиков был представлен Екатерине II через
314 Там же. С. 77.
315 Мельников П.И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 336.
316 Макарий (Булгаков). История русского раскола... С. 298; Ливанов Ф.В. Раскольники и
острожники. Т. III. С. 20; Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. С. XXV-XXVI.
431