Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/429]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
ния Николая I, а в эпоху Александра II превратилась в крупный не только
религиозный, но и образовательный центр нижегородского старообрядчества. В 1892 г.
на средства богатейшего нижегородского купца Бугрова в Городце был
построен новый пышный храм300.
Оба эти официально разрешенных старообрядческих центра Поволжья
были расположены в незначительных и глухих провинциальных городках отнюдь не
случайно. Правительство разрешило их существование именно потому, что
пропагандные возможности этих центров были ограничены и малочисленностью
населения этих поселков-городков, и невозможностью совращения их населения
в старообрядчество ввиду того, что оно и так почти целиком принадлежало к
расколу. Со своей стороны, и старообрядцы были рады иметь свои духовные
центры в небольших и мало заметных властям поселениях: здесь и начальство было
очень немногочисленно, и предлоги для закрытия общин найти было труднее. Ведь
главные старообрядческие скиты и обители Заволжья, чисто монашеские
объединения, находились в еще более глухих и незаметных местах—в глухих и
малоизвестных Керженских лесах. Власти были довольны тем, что было меньше
возможностей для совращения православного населения в раскол, а раскольников
устраивало то, что места их паломничества большей частью находились вне
поля зрения губернаторов и их аппарата и не соблазняли губернских
администраторов на поборы и угрозы. Длительное существование старообрядческих общин
в больших городах вызывало бы больше взаимных недовольств и недоразумений.
И действительно, ни в одном из значительных городов Верхнего Поволжья
даже в либеральные екатерининские и александровские времена не было ни
одного официально разрешенного старообрядческого храма. Исключением из этого
правила была только Казань, где в начале XIX века местный богатый заводчик
Савинов, принадлежавший к поморскому толку, устроил при своем стеклянном
заводе две небольшие молельни. При молельнях жило несколько его
престарелых родственников, но Савинову никогда не удавалось превратить эти
молельни в общественные или получить разрешение на их легальное существование в
качестве старообрядческих храмов.
В начале 1830-х гг., после смерти Савинова, завещанное им в пользу
молелен имущество, как и сами молельни, тоже поступили под управление губернских
властей301.
Более свободным существование старообрядчества в Заволжье начало
становиться только после освобождения крестьян, когда гонения на старообрядцев
значительно ослабли. Вдобавок к этому времени в Верхнем Заволжье
появляются первые миллионеры-старообрядцы, чьи средства и влияние позволяют им
более энергично и успешно отстаивать своих одноверцев и их общины от
преследований властей. Крупными состояниями обладали Башкировы, Блиновы и Бугровы
в Нижнем Новгороде; Кокоревы, Коноваловы, Морокины и Разоренов в
Костроме302. П.Е. Бугров, выведенный П.И. Мельниковым в романе "В лесах" под
именем Чапурина, был особенно знаменит как бесстрашный и необычайно успешный
защитник старой веры. Хотя Кокоревы и Коноваловы, переехавшие в конце
столетия в Москву и основавшие там большие торговые дома303, были, возможно, не
Братское слово. 1892. Кн. 2. С. 570; Там же. 1893. Кн. 2. С. 80.
МВД. История. С. 207-208.
Кириллов И. А. Правда старой веры. M., 19J6. С. 392-394.
Бурышкин П.А. Москва купеческая. Нью-Йорк, 1954. С. 185—186, 204—208.
428