Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/427]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
сково с 7000 кустарей, занимавшихся производством пуговиц, колец, запонок,
дешевых ювелирных изделий и торговлей, было одним из самых преуспевающих,
богатых и передовых сел России. Население продолжало по административной
квалификации числиться мужиками, но эти "мужики" были богаче многих
купцов. Они посылали всех своих детей в низшие и даже в средние школы и уже в
конце 1870-х гг. почти ликвидировали неграмотность289. Даже у бедных семей были
аккуратные и чистые дома, население не курило, не пило, упорно и с любовью
трудилось, в Лыскове у "самых бедных кровати были покрыты постельным
бельем для каждого члена семьи—редкость" в великорусской семье того времени.
"Эти качества,—подчеркивает тот же наблюдатель, — особо примечательны здесь,
потому что они особенно не достают большинству великоросских крестьян, за
исключением старообрядцев"290.
Общий уровень богатства был высок, но мог бы быть еще выше, окончись
крепостное право раньше. Боясь высоких оброков, "богатые скрывали свои
капиталы и потому не могли развивать свои торговые и промышленные заведения"291.
В XIX веке, несмотря на то, что гонения периодически снова усиливались,
психологический облик заволжских старообрядцев постепенно меняется и они
все смелее и смелее выступают на защиту своих одноверцев, организовывая их в
религиозные общины. Пионером создания легализованных или
полулегализованных старообрядческих общин в Заволжье стал Папулин, богатый купец из Суди-
славля, который на основании императорского указа от 13 мая 1803 г.292
объединил в 1809 г. своих сограждан-федосеевцев и получил от губернских властей
разрешение на открытие в родном городе федосеевского "кладбища". Слово
"кладбище" как самая политически безопасная формула для легализации
религиозной деятельности старообрядцев, было, конечно, только прикрытием для
более активных и живых форм раскольничьей церковной организации. При
кладбище была построена часовня, при часовне, развившейся в храм с
многочисленным приходом, построены избы для стариков, а в 1812 г. Папулин получил
разрешение на сооружение богадельни. Эта богадельня превратилась в негласный фе-
досеевский монастырь — крупный религиозный центр. Деньги для ее поддержки
поступали со всей России, и в очень короткий срок Папулину удалось собрать
82 000 рублей, сумму очень значительную для начала XIX века. Но, занимаясь
церковными проблемами, Папулин не забывал и торговой деятельности. Помимо
собственных капиталов он пользовался в своих коммерческих операциях и
деньгами общины, и к 1820 г. его состояние одними исследователями оценивалось в
600 000 рублей, а другими — в еще большую сумму293. Отделения фирмы Папул и-
на были разбросаны по всей Северной России, а сам он участвовал в операциях
петербургской биржи. Чиновник МВД Шлыков в своем отчете о судиславль-
ских раскольниках характеризовал Папулина как человека, действовавшего
"первоначально из корыстолюбия, потом из честолюбия, и наконец уже из
фанатизма"294. Первая из этих трех характеристик Папулина (поводов для организации
судиславльского федосеевского центра)—корыстолюбие—вряд ли отвечает дей-
289 Там же. С. 93.
290 Там же. С. 90.
291 Там же. С. 94.
292 МВД. История. С. 203; МВД. Собрание. С. 29.
293 МВД. История. С. 203-204.
294 Там же. С. 202.
426