Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/423]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
кольническими учениями, заносят их в свои семейства и места постоянного
жительства ... Чем ближе к устьям рек, тем раскол становился сильнее, а особенно
на правых берегах"271. Характеризуя П.М. Чапурина, главного героя своих
романов о старообрядчестве, "списанного" с нижегородского богача Бугрова, П.
Мельников-Печерский указывал: "И раскольничает-то Потап Максимович
больше потому, что за Волгой издавна такой обычай завелся, и от людей отставать ему
не приходится. При том же расколом дружба и знакомства с богатыми купцами
держится. Кредита от раскола больше было. Да кроме того, во время отлучек из
дому по чужим местам жить в раскольничьих домах было привольнее и
спокойнее. На Низ ли пойдет, на Верховы ли города, в Москву ль, в Питер ли, везде и к
мало знакомому раскольнику идет он, как родной"272.
По статистическим данным эти волжские "леса", то есть левый берег Волги,
по которому лежали губернии Нижегородская, Костромская, Ярославская,
сливавшиеся на севере с беспредельными территориями Вологодской и
Архангельской губерний, принадлежал к числу районов, наиболее зараженных
старообрядчеством, и отсюда, как мы знаем, в значительной степени и вышел раскол. В
Петровскую эпоху273 эти области были почти целиком захвачены расколом, но
жесткие и упорные преследования отчасти разогнали раскольников на Урал, в
Сибирь и даже за границу, а отчасти заставили их оставить старую веру; остальные же
приютились в лесах, скрывая свои верования и обычаи.
Духовный центр Верхнего Поволжья, Керженские леса, с их
многочисленными в начале XVIII века скитами и монастырями, совершенно было заглох, но
после 1762 г. Керженец, как и другие старообрядческие центры и обители,
снова вернулся к жизни. Одни старцы и монахи вернулись из лесов, другие—из-за
границы. К ним примкнули новые иноки и инокини. Связь с верхневолжским
купечеством давала им средства. Близость знаменитой нижегородской ярмарки, на
которую каждый год собирались купцы со всей России, облегчала
паломничество и вела к усилению духовного влияния Керженца. К концу XVIII века в
Керженских лесах снова насчитывалось 54 скита и сотни монахов274. Прятавшиеся по
лесам или скрывавшие свою принадлежность к расколу жители городов и сел
тоже начинали организовываться и усилили пропаганду: строили часовни,
молельни и церкви. Но тяжелые гонения петровского, аннинского и елизаветинского
царствований еще долго отражались на психологии верхневолжских старообрядцев
и делали их гораздо более робкими и осторожными, чем их одноверцы с "гор"
нижнего течения Волги: из Вольска, Саратова и Хвалынска. Да и юридическое их
положение было совсем иное, чем нижневолжских старообрядцев.
Иргизские монастыри и старообрядческие общества городов саратовского края
получили право на постройку церквей от правительства и в течение 1762—1825 гг.
были защищены законами и указами, в то время как обители и храмы
раскольников верхневолжских губерний существовали только в силу терпимости
администрации. Старообрядцы Верхней Волги могли молиться у себя на дому, но ни их
общества, ни их приходы, за редкими исключениями, никогда не были легализованы.
Несомненно, сказывалось на степени религиозной храбрости и церковно-об-
щинной активности и экономическое положение торговцев и предпринимателей
МВД. История. С. 206-207, 643.
Мельников П.И. В лесах // Поли. собр. соч. Т. 3. С. 9.
См. гл. "Петр I и раскол".
МВД. История. С. 645.
422