Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/419]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
вердить в сане игумена переизбранного монахами строгого и упорного Прохора,
тем самым лишив иргизские монастыри энергичного руководителя.
Одновременно Голицын нанес первый удар по Вольскому старообрядческому обществу,
запретив ему пользоваться построенной в 1824 г. с разрешения МВД церковью. МВД
поддержало кампанию Голицына и запретило раскольничьим священникам
переезжать из одного уезда в другой, а старообрядческим общинам принимать
новых священников. Особое распоряжение запрещало посылку священников с
Иргиза в другие старообрядческие общества256. Эти мероприятия полностью
подрывали роль Иргиза как духовного и иерархического центра раскола и
уничтожали то единство "поповского" старообрядчества, которое было достигнуто в конце
XVIII века. Кроме того, всем поповским общинам наносился сильный удар —
дальнейшее обслуживание их священниками ставилось под угрозу.
Не довольствуясь чисто законодательными мерами, Голицын начал и поли-
цейско-психологическую войну против монастырей: для запугивания иноков в
октябре 1827 г. был сделан обыск в монастырях. Полиция (правда, безуспешно)
искала тайники и потайные подземные ходы, которыми будто бы пользовались
беглые. В начале следующего года Голицын произвел сильный нажим на вождей
раскола в Вольске: созвав около 300 главных раскольников-богачей, он
предложил им перейти в православие, угрожая в противном случае репрессиями.
Встретив решительное сопротивление, Голицын предложил тогда МВД обширную
программу борьбы со старообрядчеством. Главный пункт его программы
состоял в предложении объявить, что все привилегии и вольности, данные
старообрядчеству в предыдущие царствования, касались не старообрядческих обществ и
вероисповедания в целом, а только лиц, живших в момент обнародования
соответствующих законов или указов. Таким образом, по мере вымирания
современников Екатерины II, Павла I и Александра I указы и законы о
веротерпимости и о свободах старообрядческих общин становились недействительными и
неприменимыми. Такое истолкование давало бы правительству законную и
моральную основу для закрытия монастырей, церквей, роспуска обществ и
запрещения богослужений257. Опираясь на МВД, Голицын изгнал из монастырей
Иргиза всех поселившихся там после времени Павла I иноков, послушников и
бельцов, а в октябре 1828 г. принял монастыри от удельного ведомства в свое
губернское управление и произвел опись имуществ. Некоторые историки,
например Мордовцев и Соколов258, довольно прозрачно намекают, что причиной
настойчивости князя было прежде всего богатейшее имущество монастырей, в
особенности золотые и платиновые оклады и утварь с драгоценными камнями,
а затем уж его ревность к церкви и преданность престолу. Во всяком случае, во
время описи имущества немало богатств монастырей пропало.
Последним "достижением" князя было присоединение Нижне-Воскресен-
ского монастыря к единоверию. Применяя угрозы, обещая сдать непослушных
в солдаты или сослать в Сибирь и стараясь привлечь слабых лаской и
перспективами спокойного жития, князь добился 10 мая 1829 г. капитуляции монасты-
256 Распоряжения МВД от 24 мая и 8 ноября 1827 г. цит. по: Соколов Н.С Раскол в Саратовском
крае. С. 281 (запрещение по Иргизу—от 27 июня 1827 г.).
257 Текст предложения Голицына см.: Леопольдов А. Ф. Исторические заметки о Самарском крае.
СПб., 1860. С. 87-89.
258 Мордовцев Д.Л. Последние годы иргизских раскольничьих общин //Дело. 1872. № 1. С. 87.
С. 92-93; Соколов Н.С Раскол в Саратовском крае. С. 310-320.
418