Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/417]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
Такое привольное и благополучное существование иргизских монастырей
было возможным только благодаря помощи нижневолжских, уральских и других
старообрядческих миллионеров. В.А. Злобин давал крупные средства игумену
Сергию, чем поставил в зависимость от Успенского монастыря другие обители, и тем
самым способствовал объединению усилий и координации политики всех
иргизских обителей248. Но когда Сергий начал сближаться с официальным
православием и решил перейти в единоверие, то миллионеры Вольска и особенно жена Зло-
бина резко выступили против него. Хотя православная иерархия и администрация
поддержали Сергия, ему пришлось в 1790 г. уйти от управления Иргизом и сдать
все дела сохранившему верность старообрядчеству игумену Прохору, за
которым стояли Вольские и другие "поповские" миллионеры. Сила старообрядческих
миллионов особенно сказалась в 1791 г. во время поездки Сергия в Москву.
Чтобы прекратить пропаганду Сергия в пользу соединения старообрядчества с
православием, старообрядческие купцы с Рогожского кладбища, подкупив полицию,
добились ареста Сергия, и несчастный игумен выбрался из тюрьмы только после
того, как ему удалось известить о своей участи московского
генерал-губернатора князя Прозоровского249.
Согласованная и систематическая работа нижневолжских
старообрядческих монахов и купцов сказалась и на значительных успехах пропаганды раскола.
"Успехи раскола при Александре I были так сильны, что в Саратовской губернии
не осталось ни одного поселения, не зараженного расколом. Даже переселенцы-
хохлы начали переходить в раскол" 25°. В ряде сел с православным населением,
особенно в районе Иргиза, началось движение в сторону раскола, и крестьяне
просили о своей приписке к иргизским монастырям251. Помимо Вольска, Саратова
и Хвалынска, старообрядцы были особенно сильны в заволжских степях и
быстро распространялись по Самарской и даже Симбирской губерниям, где их
главными центрами были Самара, Николаевск, Бугуруслан, Бузулук, Новоузенск,
Сызрань, Алатырь. Помимо поповских в Нижнем Поволжье стали расти и
беспоповские, особенно поморские общины252. Такие города, как Хвалынск и Вольск,
по словам историка МВД, "наполнены раскольниками"253. Начиная с появления
первых статистических сведений в 1826 г. Саратовская губерния стоит на одном
из первых четырех мест по численности раскольников, временами уступая
первое место то Дону, то Москве, то Уралу254. В начале столетия, в 1826 г., число
раскольников в Нижнем Поволжье определялось в 50—60 тысяч, к 1880 г. уже и по
официальным сведениям их было не менее ста тысяч. Но при этом все
источники единодушно считали фактическую, не "административно-оптимистическую"
численность старообрядцев много большей, полагая, что в саратовском крае их
было не менее нескольких сот тысяч, то есть от четверти до половины населения.
Слава и вольности иргизского, да и вообще нижневолжского
старообрядчества сохранялись сравнительно недолго, всего каких-нибудь семьдесят лет от
248 Там же. С. 76-77.
249 Ma карий (Булгаков). История русского раскола... С. 400.
250 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 209 <цитата неточна>.
251 Мордовцев Д.Л. Последние годы иргизских раскольничьих общин //Дело. 1872. № 2. С. 124.
252 МВД. История. С. 553-555.
253 Там же. С. 570.
254 Там же. С. 166, 167, 379; Кириллов И.А. Статистика старообрядчества. С. 13-16;
Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода К. Победоносцева по ведомству православного
исповедания за 1886 г. С. 163.
416