Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

: [url=http://txt.drevle.com/text/zenkovskiy-russkoe_staroobryadchestvo-2009/416]Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688[/url]
 

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
8. Нижневолжские старообрядческие общины
с Севера, Стародубья и уральских горных заводов тысячами появлялись здесь на
большие праздники, которые стали первыми старообрядческими церковными
торжествами со времени начала раскола в русской церкви. Конечно, больше всего
паломников и гостей приезжало из близлежащих Вольска, Хвалынска,
Саратова, Сызрани, Царицына. В праздничные дни почти все жители Вольска
(ближайшие соседи Иргиза) оставляли свой город и переселялись в дышащий старой
святостью Иргиз — Новый Иерусалим старообрядчества. Особенно поражали и
действовали на психологию посетителей и благочестивых паломников службы в
многочисленных монастырских церквях. Перед молящимися "стояли богатые
иконостасы со множеством икон по стенам, украшенные золотом, серебром и
дорогими камнями, десятки горящих лампад и сотни свеч. В алтаре искусный, низ-
копоклоненный священнослужитель громогласно и чинно совершает служение.
На клиросах, по 25 певцов на каждом, громко и стройно поют древним напевом.
Сотни монахов или монахинь стоят в полном безмолвии. Все поклоны делаются
в одно время. Богослужение продолжается по пяти и более часов и
свидетельствует об уважении монашествующих к древнему уставу и благолепии церковного
богослужения"244. Если так писал об иргизских богослужениях не
старообрядческий, а православный наблюдатель, то, естественно, в еще большем умилении
были старообрядческие богомольцы.
В течение последних десятилетий XVIII столетия и первых десятилетий XIX
века Иргиз имел репутацию не только главного места старообрядческого
паломничества, но и иерархического центра, распределявшего перешедших из
официального православия в старообрядчество священников. Все старообрядческие
"поповские" области России просили Иргиз посылать им перешедших в
старообрядчество и "перемазанных" миром священников. Начиная с 1790-х гг. право
"перемазывать" священников прочно утвердилось за Иргизом, поскольку на
всю Россию только там правильно и регулярно служились литургии. Сотни
перешедших в старообрядчество священников или постриженных на Иргизе
иноков обслуживали старообрядцев всей России и утверждали старую веру.
До начала царствования императора Николая I само правительство
признавало за Иргизом право на распределение священников и де-факто
легализовало его положение как центра поповского старообрядчества. Старообрядцы
официально обращались в МВД с просьбами разрешить им пригласить священников
с Иргиза. Хотя Синод продолжал считать ушедших из церкви священников
дезертирами и отступниками, нарушившими присягу верности Синоду и царю245,
МВД давало раскольничьим общинам официальные разрешения на
приглашение "иргизских попов"246. Целый ряд архиереев православной церкви, в том
числе переяславский епископ Алексей, астраханский епископ Иларион и
многие грузинские епископы входили в каноническое общение с иргизскими
настоятелями247.
244 Добротворский И.М. Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих
монастырях... // Православный собеседник. 1857. № 3. С. 580.
245 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. II. СПб., 1885. С. 462.
246 Мельников П.И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 246—247. См. отношение от
12 мая 1803 г. (МВД. Собрание. С. 21 ; Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 195), которое
указывает на прошения из Пермской, Оренбургской, Тобольской, Томской, Ярославской,
Владимирской губерний и от гребенских казаков. В 1812 г. правительство высказалось против приглашения
старообрядческими общинами бывших православных священников, но в 1822 г. снова решило не
препятствовать этой практике. См.: МВД. Собрание. С. 28, 53.
247 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 76.
415